Myref.ru - Огромная коллекция рефератов, шпрагалок, курсовых и дипломных работ
 

МЕНЮ

      Сделать стартовой      Добавить в избранное      Обратная связь

     

Главная
Шпаргалки
Сочинения
Библиотека
Готовые д/з
Биографии
English топики
Краткие содержания

Реклама

Поиск 

Например, Органы государственного управления как объект административного права (контрольная работа)

Я ищу:

Реферат 

Скачать полную версию

Заселенность территории России, миграции, трудовые ресурсы и их использование


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ

Тема:

«Заселенность территории России, миграции, трудовые ресурсы и их использование»



2003



СОДЕРЖАНИЕ


Вступление        3

1. Заселенность территории России        4

2. Миграция населения        8

3. Понятие «трудовые ресурсы» и их использование        11

Список использованной литературы        14



Вступление

В данной своей работе я постараюсь более полно осветить и обосновать такие вопросы, как: заселенность территории России, миграцию, трудовые ресурсы и их использование.

Заселенность территории нашей страны формировалась в процессе исторического развития и хозяйственного освоения, под влиянием природно-географической среды, а также экономических законов и  уровня социально-экономического развития общества. Заселенность территории является, во-первых, одним из важных факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, во-вторых, результатом экономического развития страны.

Вопрос миграции населения, позволяет учитывать  перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства и на основе текущего учета населения статистика разрабатывает сведения о составе мигрантов (по полу, возрасту, национальности), о направлениях миграции (в пределах России: с выделением экономических районов, республик, краев, областей; международная миграция: с указанием стран входа – выхода мигрантов), о причинах миграции: в связи с учебой; в связи с работой; возврат в прежнему месту жительства; из-за обострения межнациональных отношений; обострение криминогенной обстановки; экономическое неблагополучие; несоответствие природно-климатическим условиям; причины личные, семейные.

Трудовые ресурсы являются важным понятием в отечественной экономической науки и близкое по значению к экономически активному населению. Экономически активное население занято общественно полезной деятельностью, приносящий доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем свыше 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

Главным ресурсом каждого предприятия являются трудовые ресурсы предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции.

1. Заселенность территории России

Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения – треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Новороссийск на юге и Красноярск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от нее простираются полупустыни и пустыни.

Население Российской Федерации на 1 января 1997 г. составило 147 млн 976 тыс. чел. По численности населения Россия занимает 6-е место в мире, уступая Китаю (1209 млн чел.), Индии (919 млн чел.), США (261 млн чел.), Индонезии (195 млн чел.), Бразилии (154 млн чел.).

Плотность населения выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется в процессе исторического развития под влиянием экономических законов общественных формаций, уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.

Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,7 чел. на 1 км2. По плотности населения Россия уступает большинству стран мира и почти всем странам СНГ, кроме Казахстана и Туркмении, в которых средние показатели заселенности составляют 6,2 и 7,7 чел. на 1 кв. км соответственно. Однако средние показатели заселенности в стране не дают полного представления о размещении населения по территории. Весьма неравномерно размещено население и внутри каждой части территории страны. 78,6% населения Российской Федерации концентрируется на территории европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 человек на 1 км2, более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и Дальнем Востоке проживает 21,4% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям плотности населения Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км2. Столь значительные различия в плотности населения определяются влиянием взаимосвязанных социально-экономических, исторических и природно-географических

факторов. Через центральные районы, которые составляли основу Российского государства, проходили торговые пути на Запад и Восток, Север и Юг и обеспечивали устойчивые связи России со странами Западной Европы, а в дальнейшем и со странами Тихоокеанского региона Юго-Восточной Азии. Развитие торговых связей обеспечивало и разветвленную сеть водных путей. Здесь значительно раньше, чем на окраинах, начала складываться промышленность России. Эти факторы способствовали концентрации значительной части населения, развитию различных отраслей хозяйственного комплекса, связанных с переработкой местного и привозного сырья, а также многоотраслевого сельского хозяйства. А в дальнейшем получили развитие наукоемкие и трудоемкие отрасли хозяйственного комплекса.

Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и' орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры.

Существенные различия в плотности населении наблюдаются и внутри экономических районов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный экономический район. Плотность населения его составляет 62,5 чел. на 1 км2, что более, чем в 7 раз, превышает средние показатели плотности населения Российской-Федерации. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью на уровне административных районов — 310,6 чел. на 1 км2. К северу и югу от центра уменьшается заселенность района и наименьшие показатели отмечаются в Костромской области (13,4 чел. на 1 км2), что объясняется удаленностью от Московского транспортного узла, невысокой теплообеспеченностыо, малоплодородием земель и отсутствием промышленных запасов полезных ископаемых. Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе (средняя плотность составляет 49 чел. на 1 км2) и Центрально-Черноземном районе (46,5 чел. на 1 км2). Это связано с высоким естественным и механическим приростом населения, благоприятными природно-климатическими условиями -и достаточно высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. Значительные контрасты наблюдаются в заселенности Волго-Вятского экономического района. В Чувашской Республике она составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,4 чел. при средней плотности по району 32,1 чел на 1 км2. Это связано со значительными различиями показателей естественного прироста, а также природно-климатическими условиями.

Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области — 41 чел. на 1 км2. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области — 12,6 чел. на 1 км2 — следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.

Среди экономических районов европейской части России наименьшую плотность населения имеет Северный экономический район — 4,1 чел. на 1 км2, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства. Внутри района самая низкая заселенность характерна для Ненецкого автономного округа, где проживают малочисленные народы Севера; плотность в округе не превышает 0,1 чел. на 1 км2.

Довольно пеструю картину заселенности имеет Западно-Сибирский экономический район. Основная часть населения его приурочена к Транссибирской железнодорожной магистрали, берегам Оби и Иртыша, а также к территории с высокой концентрацией промышленного производства. Среди административных образований по плотности населения выделяется Кемеровская область (32,1 чел. на 1 км2), более чем в 5 раз превышая средние показатели района (6,2 чел. на 1 км2). В то же время заселенность Тюменской области составляет 2,2 чел. на 1 км2, а Ямало-Ненецкого автономного округа — 0,5 чел. на 1 км2. Для Ямало-Ненецкого автономного округа характерно очаговое заселение в районах с развивающейся добывающей промышленностью (добыча нефти и газа) и важной отраслью хозяйства коренных народностей — оленеводством.

Самая низкая освоенность территории среди экономических районов Российской Федерации отмечается на Дальнем Востоке. Занимая 36,4% территории России, в регионе проживает всего 5% общей численности населения страны, при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,2 чел. на 1 км2). Вместе с тем и внутри региона отмечаются значительные отклонения в расселении населения. Наиболее высокая плотность населения характерна для Сахалинской области (7,9 чел. на 1 км2), а в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотском автономном округе заселенность колеблется от 0,3 до 0,1 чел. на 1 км2.

Крайняя неравномерность размещения населения Сибири и Дальнего Востока объясняется значительной удаленностью от развитых регионов страны, ограниченными возможностями транспортных магистралей (преимущественно речной и воздушный), отставание в развитии экономики и социальной сферы, а также имеющими место историческими факторами.

Городское и сельское население

На основании заселенности выделяют городское и сельское население. В качестве критериев определения городских поселений положены два основных признака:

• численность населения данного населенного пункта;

• род занятий населения (процент рабочих и служащих и членов их семей в общем составе населения).

Городское население и городские населенные пункты. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. чел.

В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории поселений.

1. Большие города, которые подразделяются на сверхкрупные с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. и свыше 1 млн, крупные — от 100 до 500 тыс. чел.

2. Средние города, которые подразделяются на полусредние с численностью от 50 до 100 тыс. чел. и средние — от 20 до 50 тыс. чел.

3. Небольшие малые города с населением от 10 до 20 тыс. чел. и поселки городского типа — до 10 тыс. чел.

По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира — 73% от общей численности населения страны.

По степени урбанизации регионы Российской Федерации существенно различаются как на уровне крупных экономических районов, так и на уровне административно-территориальных образований.

Среди экономических районов наиболее высоким удельным весом городского населения выделяется Северо-Западный (86,7%) и Центральный (82,9%). К регионам, превышающим средний показатель городского населения по России, относятся Северный (75,7%), Дальневосточный (75,8%) и Уральский (74,5%). Минимальные показатели урбанизации характерны для Северного Кавказа — 55,6% и Центрально-Черноземного региона — 61,6%. Среди субъектов Федерации самый низкий показатель городского населения имеют республики:. Алтай (24,0%), Чеченская (36,5%), Дагестан (42,0%), Калмыкия (38,5%), Ингушская (41,3%), Карачаево-Черкесская (46,0%) и Тува (48,6%).

Сельское население и сельские населенные пункты. Сельское население России на 1 января 1997 г. составило 39,8 млн чел., или 26,9% общей численности населения страны. Сельское население включает население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а также в отраслях социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьих станиц и горных аулов Северного Кавказа, оленеводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для Российской Федерации характерен деревенский тип расселения населения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

2. Миграция населения

Миграция населения — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года). Различают внешнюю (за пределы страны) и внутреннюю миграцию; к внешней относятся эмиграция, иммиграция; к внутренней — движение из села в город, межрайонные переселения и др. Иногда к миграции относят так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).

На основе текущего учета населения статистика разрабатывает сведения о составе мигрантов (по полу, возрасту, национальности), о направлениях миграции (в пределах России: с выделением экономических районов, республик, краев, областей; международная миграция: с указанием стран входа – выхода мигрантов), о причинах миграции: в связи с учебой; в связи с работой; возврат в прежнему месту жительства; из-за обострения межнациональных отношений; обострение криминогенной обстановки; экономическое неблагополучие; несоответствие природно-климатическим условиям; причины личные, семейные; иные причины.

Особое значение имеет анализ вынужденных переселенцев и беженцев.

К вынужденным переселенцам относятся граждане Российской Федерации, «вынужденные или намеревающиеся покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека».

Беженцы – лица не граждане России, вынужденные «оставить место жительства (уходить, уезжать, спасаясь бегством) вследствие различных угрожающих обстоятельств».

В России ведется ведомственный учет вынужденных переселенцев и беженцев с 1 июля 1992 года со времени создания Федеральной миграционной службы.

Основные направления деятельности Правительства РФ в области миграции населения будут связаны с реализацией Концепции государственной миграционной политики РФ, предусматривающий в том числе мероприятия:

  • по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия будут концентрироваться на создании условий для самообеспечения и самообустройства мигрантов;
  • по содействию привлечению иммигрантов в РФ исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке - граждан стран СНГ). Предстоит разработать меры селективной миграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам) с учетом необходимых пропорций привлечения мигрантов на временной и постоянной основе. Одновременно предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание будет уделяться созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;
  • по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить государственные обязательства по содействию переселению (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей).

В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями предусматривается постепенный переход на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производства, в том числе на основе более широкого использования вахтового метода ведения работ.

Предстоит разработать механизм участия собственных средств мигрантов и вынужденных переселенцев в приобретении (строительстве) жилья, а также участия работодателей в финансировании жилищного обустройства указанных категорий граждан.

Миграционный прирост из стран ближнего и дальнего зарубежья не перекрывает показателей естественной убыли. К тому же наметилась тенденция сокращения миграционного потока. Положительное сальдо миграции сохранилось в обмене населением со всеми странами СНГ. Наибольший приток русскоязычного населения сложился за счет миграционного обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. На долю этих государств приходится 64% всего миграционного прироста из стран ближнего зарубежья. Продолжает расти число вынужденных мигрантов из Казахстана и Узбекистана.

Практически стабилизировалась эмиграция россиян в страны дальнего зарубежья.

Отток населения отмечается, в 16 регионах страны — во всех административно-территориальных единицах Дальнего Востока, в республиках Коми, Тува, Чеченской Республике в Архангельской и Мурманской областях Северного экономического района и Читинской области Восточно-Сибирского района. Численность остальных регионов пополняется за счет переселенцев из регионов Российской Федерации и мигрантов из стран ближнего зарубежья. Положительное сальдо миграции отмечается в республиках Дагестан и Северная Осетия —Алания, Ингушской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях. Ленинградской, Псковской, Калужской, Тверской, Белгородской, Самарской, Волгоградской, Астраханской и Калининградской областях. В них сальдо миграции в 2,5—3 раза выше среднего показателя по России и составляет от 142 до 107 чел. на 10 000 жителей при среднем росте мигрантов по стране 42 чел.

Интенсивный миграционный отток наблюдается в Чукотском автономном округе, Магаданской, Сахалинской, Камчатской областях, в Республике Саха (Якутия), Мурманской области и Республике Коми.

В результате снижения положительного сальдо миграции прирост числа жителей Алтайского края, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Курганской, Челябинской, Омской и Томской областей сменился убылью.

3. Понятие «трудовые ресурсы» и их использование

Понятие «трудовые ресурсы» введено в качестве планово-учетного измерителя рабочей силы.

Трудовые ресурсы – та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта работы может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг. К трудовым ресурсам в соответствии с действующим законодательством относятся:

  • трудоспособное население в трудоспособном возрасте, т.е. мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1-й и 2-й групп и неработающих мужчин в возрасте от 50 до 59 лет и женщин в возрасте от 45 до 54 лет, получающих пенсию по старости на льготных условиях;
  • мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, подростки в возрасте до 16 лет, работающие на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Основные задачи государственного регулирования трудовых ресурсов следующие: обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, т.е. удовлетворение потребностей населения в рабочих местах; эффективное использование труда; обеспечение потребностей отраслей и регионов страны в работниках необходимых профессий и квалификаций.

Занятость населения – не противоречащая действующему законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок или трудовой доход. В Российской Федерации занятость населения регулируется законодательными и нормативными актами, а также коллективными договорами и тарифными соглашениями.

Граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую, не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства с отрывом от производства, общественная деятельность). Государство обеспечивает проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избираемой занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд.

К занятому населению относятся следующие граждане:

  • работающие по найму (контракту) за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой (забастовка – коллективное прекращение работы трудящимися по политическим или экономическим мотивам);
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;
  • избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность;
  • военнослужащие и некоторые другие категории граждан.

Государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. В этих целях разрабатываются государственные, общественные, региональные, отраслевые программы занятости. Определяются территории и предприятия, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. В странах с развитой рыночной экономикой существуют государственные учреждения, осуществляющие на регулярной основе посреднические операции между гражданами, имеющими работу и работодателями на рынке труда. В РФ функции трудоустройства населения, оказание ему помощи в подборе работы, профессиональном обучении и переобучении выполняет федеральная служба занятости населения.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеет большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. В рыночных условиях производительность труда является объектом переговоров и заключения соответствующих договоров между администрацией предприятия и его трудовым коллективом в рамках специального или коллективного договора.


Таким образом, мы рассмотрели такие важные вопросы для нашей страны, как заселенность территории, миграция, трудовые ресурсы и их использование.



Список использованной литературы

  1. Распоряжение от 10.07.2001 № 910-р. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) / В ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 № 388).
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник – 3-е изд., перераб. –М.: Финансы и статистика, 1995.
  3. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. – М., 1997.
  4. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие /под ред. А.Э Лившица, И.Н. Никулиной, -М.: Высшая школа, 1995 – 447 стр.
  5. Зущина Г.М., Косин Л.Л. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. -М.: 1996.
  6. Облаухова М.В. Трудовые ресурсы в рыночной экономике. – Новосибирск, 1998.
  7. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, РА Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М., 1998. - 424 с.
  8. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2000. - 472 с.