Myref.ru - Огромная коллекция рефератов, шпрагалок, курсовых и дипломных работ
загрузка...
 

МЕНЮ

      Сделать стартовой      Добавить в избранное      Обратная связь

     

Главная
Шпаргалки
Сочинения
Библиотека
Готовые д/з
Биографии
English топики
Краткие содержания

Реклама

загрузка...

Поиск 

Например, База данных для проекта досугового учреждения в городе Муроме Владимирской области

Я ищу:

Реферат 

Скачать полную версию

Биосфера, человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского



Р Е Ф Е Р А Т

по естествознанию

на тему:


«Биосфера, человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского»



2004



А.Л. Чижевский был не только основоположником ряда новых направлений современной науки (таких как космическая экология, гелиобиология, гелиотараксия, историометрия и другие), но что, наряду с К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским, он сформулировал принципы, входящие в основания современной, постнеклассической науки, которые во многих отношениях целенаправляют современный научный поиск. Эти принципы выступали как философские, мировоззренческие ориентиры, позволившие обстоятельно изучить механизмы влияния космических факторов на биологические и социально-исторические процессы на Земле. Обнаружение таких влияний и построение - на стыке многих наук - их общей концепции было одним из самых примечательных вкладов А.Л. Чижевского в современное научное мышление.

Концепции А.Л. Чижевского выделяются своей ярко выраженной естественнонаучной и прикладной разработанностью. Развивая свои концепции, А.Л. Чижевский опирался на тот факт, что все аспекты человеческой деятельности – интеллектуальный,  психический и социальный – зависят от состояния окружающей среды, ее явлений. Он исходил из того,  что Солнце,  являющееся источником жизни  на Земле,  имеет  огромный  объем и находится на весьма небольшом расстоянии от нашей планеты, оказывая значительное воздействие на  ход и направленность природных процессов на нашей планете, так как его излучение мощно влияет на них.

В настоящее время предпринималась масса попыток построить какую-либо более менее приемлемую теорию для объяснения причины возникновения исторических и экономических циклов. Русские ученые привнесли в это новое научное направление наибольший вклад и особенно Чижевским. Им, к примеру, предложена наиболее естественная концепция исторических циклов. Её суть сводится к тому, что человечество, на 100% зависящее от Солнца, зависит и от происходящих на нем периодических процессов.

 Идеей Чижевского является единство биосферы и человечества. Он раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в "глобальном масштабе". Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

 В частности, Чижевский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы.

Чижевский связывал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества. Все мы, люди - неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца.

Космизм как мировидение выражает две основные идеи - универсальность развития всего сущего от космогенеза до социогенеза и целостность и гармоничность мироустройства, в котором с необходимостью присутствует человек.  Жизнь и человечество космисты, рассматривают не как случайные и локальные явления, а как космическое и закономерное в естественном эволюционном процессе. А. Л. Чижевский, исходя из убежденности в тесной взаимосвязи космоса и живого, еще в 1915 году сформулировал концепцию о космических факторах эволюции биосферы и, в частности, человечества. Процесс развития органического мира, согласно А. Л. Чижевскому, не является самостоятельным, а представляет собой результат действия земных и космических факторов. Подметив глобальные закономерности взаимодействия биосферы с периодической "солнцедеятельностью", ученый углубился в сущность биохимических процессов. Он установил реактивность микроорганизмов на солнечные возмущения, исследовал связь эпидемий с периодической деятельностью Солнца, открыл динамическую микроструктуру крови. Этими и другими открытиями доказал системность природных взаимодействий, целостность эволюции. Ученый выделял энергетическое начало среди всех видов взаимодействий, подчеркивая определяющее воздействие энергетики космоса на энергетику земных процессов. Разработанная А. Л. Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является важнейшей составляющей современного научного мировоззрения.

По убеждению Чижевского, в космосе существует тесная зависимость природы Солнца, природы Земли и поведения  людей, постоянно  находящихся  под воздействием космических факторов. Цель науки – познать закономерности солнечного воздействия  на наше поведение. Эти законы, как пишет ученый, должны "объять все явления природы, включая человека, ...вскрыть закономерность  во всех проявлениях органического и неорганического мира... объять одною общею универсальной теорией социальную эволюцию человечества...".

В своих исследованиях ученый опирался на систематизацию и анализ фактических данных о периодической пятнообразовательной активности Солнца, о ее влиянии на развитие исторического процесса, на поведение человеческих масс. Используя такой подход, Чижевский,  без сомнения, стремился применять законы природы к объяснению  явлений в составляющей этой природы – обществе.  В этом смысле историю общества,  его развитие,  эволюцию  ученый понимал как процесс постоянного взаимодействия между человеком и природой. Это взаимодействие носит непрерывный характер, подобно  неразрывной взаимосвязи организма в целом и его органа.

Для нашей планеты  Солнце – это единственный источник энергии  во всех ее формах,  включая умственную и психическую, доказывал Чижевский.  Дело в том,  что всякое движение материи можно рассматривать как электромагнитное явление, хотя бы потому,  что элементы материи – молекулы и атомы – имеют свои электрические  поля.  Поэтому  любой акт деятельности человека обусловливается определенными процессами электромагнитной природы. Эти электромагнитные колебания на Земле зависят от солнцедеятельности, действия электродвижущих сил Солнца, интенсивности образования пятен на нем.  Эти процессы вызывают соответствующие электромагнитные волны в окружающем  пространстве.

Интенсивное же пятнообразование на Солнце характеризует периоды максимальной солнечной активности.

Энергия Солнца,  как  пишет  Чижевский,  обусловливает не только существование и естественную эволюцию живых организмов, но и вообще любую работу,  производство. В этом смысле солнечная энергия перестает быть потенциальной, освобождаясь в человеческом организме, в механизмах машин.

Первые свои соображения о том, "зачем горит звезда", Чижевский высказал в Калуге в октябре 1915 г. в докладе "Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли". Он доказывал, что самые разнообразные массовые процессы на планете происходят под непосредственным влиянием Солнца и синхроничны прохождению пятен через солнечный меридиан.

Свою идею о влиянии активности светила на ход исторического процесса Чижевский оформил изданием в 1924 г. книги "Физические факторы исторического процесса", где выступил еще и как основоположник новой научной дисциплины - историометрии.

Основывая свою концепцию, Чижевский сумел привлечь огромный фактический материал, использовать и переработать исследования ведущих ученых древности, нового и новейшего времени, так или иначе касающиеся вопроса о влиянии космического и географического факторов на жизнедеятельность человека.
Гиппократ, Аристотель, Страбон, Плиний, Ибн Хальдун, Монтескье, Гердер, Риттер и другие ученые акцентировали внимание на зависимости исторических судеб народов от географических условий и главным образом от климата. А.Чижевский, опираясь на их исследования, отдавал приоритет в этом вопросе влиянию солнечной активности.

Довольно интересен с этой точки зрения приводимый Чижевским пример итальянского ученого Ломброзо, установившего совпадение повышения психической активности человека с увеличением температуры весной и летом. По Ламброзо, максимум психических заболеваний приходится на июль, а минимум - на декабрь. Творческая сила гения достигает своего расцвета в мае и сентябре, минимум соответственно приходится на зиму.

"Внутренняя жизнь нашего светила, - писал Чижевский, - протекает не равномерно, а постоянно испытывает ритмические колебания более или менее правильного периода, внешне выражающегося в появлении и исчезновении пятен, в числе их, а также и других явлений: то активность Солнца увеличивается и лик его покрывается пятнами, достигая максимума, то сокращается, падая до минимума и претерпевая таким образом четыре этапа: 1. Период минимума. 2. Период увеличения активности. 3. Период максимума. 4. Период деградации. Полный цикл в среднем равен 11 годам и, следовательно, повторяется в столетие 9 раз".

Тщательно изучив всю историю наблюдений за Солнцем, учет числа пятен, ведущийся с 1610 г., а также скрупулезно исследовав историю большинства стран и народов с 500 г. до н. э. и кончая 1914 г., ученый приходит к следующим выводам: переломные моменты в исторической жизни народов, разделенных географическим пространством и никак не связанных между собой, имеют синхронный характер; высшая точка отдельного исторического события совпадает с максимумом солнцедеятельности, и наоборот; всеобщий цикл исторических событий повторяется в каждом столетии 9 раз и равен в среднем арифметическом 11 годам; эпохи концентраций исторических событий совпадают с максимумами солнцедеятельности; каждый исторический цикл, синхронный солнечному циклу, делится на 4 периода, в том числе: период минимальной возбудимости, равный 3 годам, период нарастания возбудимости, равный 2 годам, период максимальной возбудимости, равный 3 годам, и период падения возбудимости, равный также 3 годам.

Четыре периода солнечного и исторического цикла

Чрезвычайно интересны характеристики, данные Чижевским каждому из четырех периодов. Для первого периода свойственна "разрозненность масс, их индифферентизм к вопросам политическим и военным, миролюбивое настроение, уступчивость, терпимость и т. д.". Среди фактов, выделяющихся в это время, отмечаются такие, как "заключение мирных договоров, завоевательные экспедиции немассового характера, капитуляции, оккупации, максимальное сокращение парламентаризма, усиление единовластия".

На примере характеристики Чижевским первого периода можно выделить, в частности, стремление ученого начала ХХ века объяснить математическими методами то или иное историческое событие. Здесь отчетливо выступает желание использовать в исследовании научные теории XVI-XVII вв. То, что являлось откровением для того времени, например математизация естествознания Декартом, представляется пройденным этапом для ХХ столетия. Гипертрофируя влияние солнцедеятельности на результат военного столкновения, Чижевский становится на позиции механистического материализма французских просветителей, отвергнув значение полководческого гения, он сближается с позицией Монтескье, утверждавшего в работе "Рассуждения о причинах величия и падения римлян", что "если случайно проигранная битва, т. е. частная причина, погубила государство, то это значит, что была общая причина, приведшая к тому, что данное государство должно было погибнуть вследствие одной проигранной битвы". Поддерживая такой взгляд на соотношение необходимости и случайности, Чижевский прямо говорит о "физических законах, управляющих ходом социальной эволюции".

Второй период исторического цикла характеризуется большим подъемом возбуждения масс, чем в предшествующий. В это время Чижевским различаются три главные фазы: зарождение в массах идей, группировка идей и выявление главенствующей идеи к началу 3-го периода ("сила внушения слова проявляется на массах: государственные деятели, полководцы, ораторы, пресса восстанавливают свое значение").

Характеристика третьего периода является кульминацией всех историометрических построений Чижевского. Тлеющий бикфордов шнур получает свое продолжение в виде взорвавшейся пороховой бочки. Пик массовых исторических движений неизменно приходится на время максимального напряжения солнечной активности. Поэтический дар ученого, несомненно, сказывается при описании свойственных данному времени катаклизмов: "В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы. Массы идут за вождем слепо, не рассуждая, увлеченные омутом острого возбуждения и экстаза. Массы жаждут движения, войска сдерживаются с трудом, солдаты склонны к мятежу, народ - к анархии. Возбуждение возрастает необычайно, и человеческий организм как бы требует разряда. Массы и толпы будут ликовать при виде самых ужасных насилий, зверств, убийств. Ими изобретаются мучительнейшие казни. Безумие воплощается в жизнь. То, что считалось невозможным и диким в период минимальной возбудимости, в период максимума может идти рука об руку с моралью и возвышенностью идеалов".

Из всех приведенных Чижевским исторических событий, совпадающих с пиком солнечной активности, достаточно взять лишь немногие, чтобы убедиться в синхронности обоих процессов. Восстания в Англии (1306), Франции (1358), Китае (1368), Англии (1381), Германии (1525), революции в Англии (1648), Франции (1789 и 1830), общеевропейский кризис 1848 г., восстание в Италии (1860), Парижская коммуна (1870), революции в России 1905-го и 1917 гг., шесть из восьми крестовых походов, большинство массовых гонений на евреев, а также гонения на христиан, разрушение Византии (1204), Варфоломеевская ночь во Франции (1572), выдвижение таких исторических деятелей, как Аларих, Аттила, Магомет, Тамерлан, Тайлер, Гус, Жижка, Жанна д'Арк, Савонарола, Лютер, Цвингли, Ваза, Мюллер, Лжедмитрий, В.Шуйский, Минин и Пожарский, Жмайла, Ришелье, Хмельницкий, Кромвель, Вашингтон, Суворов, Веллингтон, Шамиль, Гарибальди, Ленин и др. Все эти события удивительным образом совпадают с прохождением большого количества пятен через центральный солнечный меридиан.

Приведенная в работе Чижевского диаграмма пятнообразовательной деятельности Солнца и всемирной военно-политической активности человечества с 1749 по 1922 г. не оставляет сомнений в истинности концепции: кривая исторического процесса служит лишь зеркальным отражением линии солнечной активности.
Необходимо, однако, учитывать, что это весьма приблизительные цифры, заимствованные из расчетов Чижевского. Но все же любой человек, более или менее знакомый с отечественной историей, сможет без труда определить истинность построений ученого.

Последний, четвертый, период характеризуется Чижевским следующим образом: "Впервые начинает ощущаться пресыщение войною, грабежом, кровью. Соблюдение военных обязательств и договоров перестает быть необходимым; союзные страны не дают боевой поддержки; сепаратизм начинает проявляться все чаще и чаще; военные союзы распадаются. Постепенно армии превращаются в непослушное стадо и быстро редеют; солдаты разбегаются толпами, и общее воинственное настроение в массах сменяется миролюбивым. Восторженное настроение масс в пользу реформ, народного представительства, войн, восстаний и пр. ослабевает, сменяясь полным равнодушием. Действительно, все высказывают склонность к примирению, начинаются толки о мире. Эти толки слышатся в странах самых воинственных".

Такова вкратце суть историометрического метода профессора А.Чижевского, метода, предложенного им в качестве универсальной идеи прогнозирования будущего. Но ученый допускает несоответствие ("запаздывание") максимума общечеловеческой военной и политической активности максимуму пятнообразовательной деятельности Солнца и отмечает ошибочность предположений, будто такая деятельность является единственной причиной того или иного исторического события.
При этом приоритет все же отдается Солнцу: "Все возможные отклонения от основного закона вызываются причинами, лежащими вне зависимости от космического фактора, и являются лишь следствием главных событий, возникших в период максимальной возбудимости и не успевших, по тем или иным причинам, закончиться в пределах вызвавшего их периода. Подъемы солнцедеятельности превращают потенциальную энергию (энергию накопления) масс в энергию кинетическую (энергию движения)". Чтобы оценить своеобразную романтику предложенной концепции, необходимо принять во внимание энтузиазм ученых начала ХХ века, видевших за развитием физики, химии, астрономии и других подобных им наук большое будущее. Научно-технический прогресс раскрывал перед людьми новые горизонты, и казалось, что эти науки в скором времени смогут раскрыть все тайны мироздания.

В числе многих ученых Чижевский мечтал о том времени, когда его историометрия станет отраслью государствоведения, а астрономия - прикладной наукой, при этом государственная власть будет сверять свои действия по "солнечным часам". Говоря о важности исследования причинно-следственных связей в истории человечества, Чижевский акцентировал внимание на возможности предвидения ближайшего будущего.

Являясь по натуре оптимистом, Чижевский в то же время учитывал рутинность человеческого мышления, выражающуюся обычно в активном нежелании использовать на благо прогресса новые экспериментальные данные естествознания. В своей последней книге, изданной уже после смерти, в 1973 г., он с горечью пишет о необходимости десятилетий и даже столетий, прежде чем новые идеи получат практическое воплощение. "Может быть, понадобится много десятилетий упорного труда, - предполагает Чижевский еще в 1924 г., - прежде чем будут осуществлены замыслы, ныне только проектируемые. Еще предстоит поработать много, и не нам придется собирать плоды с того дерева, которое нами посажено и взлелеяно. Но таков удел работников науки: она приносит плоды не тем, кто готов за ней идти на смерть и действительно жертвует своей жизнью, а тем, кто относится к ней если и без ненависти, то уже, наверное, без любви и сыновней преданности. Но у тех, кто готов во имя науки претерпеть все лишения и все беды, есть одно великое утешение, одна великая радость, делающая их независимыми от людской пошлости и людских суждений и возвышающая их: они ближе всего стоят к познанию сокровенных законов, управляющих могущественной жизнедеятельностью природы".

Таким образом, А.Л.Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество - мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое - буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса.

Специфика космизма А.Л.Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также "активно-эволюционному подходу", он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его высказываний ясно следует, что он неодобрительно оценивал призывы к "покорению природы". Он писал, например, что антропогеография должна была отказаться от старого взгляда, "будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее"." Он видел "большую долю истины в "старой мысли, высказанной еще Бэконом: "Природой можно повелевать, только подчиняясь ей". Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек "берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность ...".

Акцент в мировоззренческих размышлениях А.Л.Чижевского был сделан на единстве космической и земной природы и человека: "... мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам". Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира.

Свое понимание основного принципа космизма А.Л.Чижевский формулировал так: "В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества без сомнения находятся в зависимости от судеб Вселенной".'" Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: "Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной... В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях".


Эти мысли сходны, практически совпадают с идеями других русских космистов, особенно К.Э.Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, т.е. вкладываемый в него конкретный смысл у А.Л.Чижевского отличается большим своеобразием. Подробно он обосновывал взгляд, который у других космистов мы не встречаем, и который в 20-30-е годы выглядел "еретическим". Но не менее "еретическим" воспринимается он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку астрологии как социокультурного феномена: "Может быть, первый человек, посмотревший на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием – с Землею и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой, связи. "Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та "мнимая" наука, которая называется астрологией".

Астрология, по А.Л.Чижевскому, пред ставала влиятельным феноменом мировой культуры на протяжении тысячелетий, затем была похоронена, но, как оказалось, преждевременно. Пережив ряд глубоких преобразований, человеческая мысль вернулась к тем "первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества", включая и астрологию. Особенно импонировало А.Л.Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, "глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз".

К этому он добавлял, что "объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа"". Конечно же, не о возрождении какихто древних суеверий говорил А.Л.Чижевский. Он имел в виду лишь некоторые мировоззренческие идеи, целенаправляющие современный научный поиск. "В то же время всякому ясно, что между нашими выводами и астрологией - такая же пропасть, как между электрической химией и наукой о философском камне", - решительно подчеркивал он.

Наиболее характерная черта космизма А.Л.Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, - энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего, солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно А.Л.Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский. Он считал, что "воля космоса", т.е. психическая энергия "высших разумных сил", передается человечеству и определяет многие стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии К.Э.Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как для А.Л.Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов - основная и наиболее оригинальная. И надо сказать, что в современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся А.Л.Чижевским аспект космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.



Список литературы

  1. Небел Б. Наука об окружающей среде, тт. 1–2. - М., 1993.
  2. Одум Ю. Экология, тт. 1–2. - М., 1986.
  3. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания, тт. 1–4. М., 1994–1995.
  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2002.