Р Е Ф Е Р А Т
На тему:
«Виды аудиторских услуг»
2004
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.
Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационного обслуживания; экспертного обслуживания; подбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области ведения бухгалтерского учета; восстановления бухгалтерского учета; составления налоговых деклараций; составления бухгалтерской отчетности.
Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия; услуги контроля; информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта.
К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций.
Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.
Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:
- действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
- планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
- документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
- при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
- подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);
- иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);
- подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания
- услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.
Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь соответствующие лицензии и материально-технические возможности, а специалисты, оказывающие услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим законодательством и с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический объект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность представляемой информации, своевременность представления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.
На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных сопутствующих аудиту услуг. Приводим их примерный перечень.
Аудиторские услуги и консультации в области бизнеса:
- приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами;
- диагностический анализ хозяйственной деятельности;
- оценка возможностей привлечения инвестиций;
- оценка систем ведения бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля;
- проведение диагностических обзоров;
- консультирование по составлению бухгалтерской отчетности по международным стандартам;
- анализ отчетности;
- обзоры благонадежности для потенциальных инвесторов;
- содействие образованию отдела внутреннего аудита и обучение сотрудников бухгалтерии;
- консультации по налогам;
- обучение управлению кредитными рисками;
- обучение стратегическому планированию и составлению обзоров и бизнес-планов;
- оценка управленческих информационных систем и определение потребностей в их усовершенствовании;
- разработка инструкций и процедур по управлению рисками;
- специальные бухгалтерские расследования по убыточным филиалам;
- бухгалтерские расследования по проблемным заемщикам;
- консультации по управлению финансами;
- консультации по вопросам таможенного и валютного законодательства и иным аспектам экспортно-импортных операций;
- правовая экспертиза актов проверок и решений налоговых органов о взыскании недоимок и наложении взысканий, подготовка соответствующих заключений;
- представление и защита интересов предприятий и граждан в органах государственной власти, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в том числе по искам к налоговым инспекциям, органам налоговой полиции и валютного контроля;
- защита прав и законных интересов предприятий и граждан в арбитражных судах и судах общей юрисдикции при предъявлении к ним исковых требований, в том числе со стороны налоговых органов и иных органов государственного управления;
- абонентское консультационное и информационное обслуживание клиентов;
- учетно-финансовое обеспечение процесса приватизации, в том числе оценка имущества;
- внедрение автоматизированных систем бухгалтерского контроля;
- содействие в заключении контрактов, связанных с программным обеспечением и поставками вычислительной техники, подбор программного обеспечения по управлению финансами, разработка и установка локальных сетей.
Аудиторские услуги в области профессионального обучения:
- определение и оценка потребностей в профессиональном обучении;
- организация по желанию заказчика курсов обучения на местах;
- организация программ для начинающих и специальных курсов для профессионалов.
Специальные услуги:
- структурные и функциональные изменения — совместное с клиентом решение организационных и технических вопросов, начиная с внедрения новых систем и ознакомления с сущностью проблемы до ее окончательного решения;
- информационное и системное планирование — определение стратегических целей и установка базы данных, необходимой для достижения целей и намеченных планов;
- управление затратами — использование наиболее передовых методов и технологий, помогающих клиенту лучше понять соотношение затрат и прибыли;
- подбор и установка программного обеспечения — выбор систем, наиболее полно отвечающих потребностям клиента, и установка локальных сетей, работа со специалистами клиента в период установки и отладки информационных систем, подготовка персонала для управления ими.
|