Myref.ru - Огромная коллекция рефератов, шпрагалок, курсовых и дипломных работ
загрузка...
 

МЕНЮ

      Сделать стартовой      Добавить в избранное      Обратная связь

     

Главная
Шпаргалки
Сочинения
Библиотека
Готовые д/з
Биографии
English топики
Краткие содержания

Реклама

загрузка...

Поиск 

Например, Автоматы с магазинной памятью

Я ищу:

Шпаргалка 

Скачать полную версию

Общее языкознание

1.1.
1.2.
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.Морфема мельчайшая значимая единица языка. В отличае от слова и предложения, которые способны к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова, наприм. Пи-са-тель,ход-и-л-а. Слово-наминативная, предложение-комуникативная, морфема-строевая единица языка. При широком понимании морфемой называют мельчайшую значимую единицу языка.Поэтому морфемы делятся на сегментные и суперсегментные.Кроме того, морфемами называют также служебные слова, которые предназначены для выражения грамматических значений,напр.предлоги, артикли,частицы. Морфема при широком понимании является строевой частью не только слова, но и словосочетания и предложения. В отличие от фонем морфемы являются двусторонними единицами языка:у них две стороны-семантическая(план содержания) и фонетическая(план выражения)Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфы.Морфой называют конкретный фонетический вариант морфемы.Так, флексия –осущ. Ср.рода имеет две фонетические морфы-о и –ъ. По количеству фонем морфемы бывают однофонемными,двухфонемнымии многофонемными стена, стенной, стенная. Морфы могут различаться количеством фонетического состава: стеной, стеною. Семой насывают мельчайшую единицу семантическойстороны морфемы. Морфемы бываютмоносемными(однозначными)и полисемными (многознач).Таким образом, морфема как двусторонняя строевая единица языка является единством семантической и фонетической сторон, совокупностью всех ее морф и сем.Нулевой морфемой называется морфема без морфы.В древне русском слово рабъ.Типы морфе.по назначению в языке морфемы делятся на три типа:корни,основы,аффиксы.Корень-общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гдездо.Корень может использоваться как производящая основа и входит в состав производящей основы. В слове водный вод- выступает одновременно и как корень, и как производящая основа.Корень находится не только в центре словообразовательного гнезда, но и в центре выражения и формирования лексического знания.Основа является общей частью слова и словоформы,находящихся в непосредственной связи.Основа выражает, с одной стороны, лексическое значение данного слова, а с другой-его общее грамматическое значение.Так, основа водн-выражает значение признака, тогда как води- значение действия. Она играет роль в образовании слов и их форм.Аффиксыважнейший тип грамматических средств языка.По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы, префиксы и инфиксы.постфиксами называют аффиксы, находяшиеся после корня или основы.Они делятся на суффиксы и флексии(окончания)Различие между суф. И флексиями-в их функции.Флексии используются как формообразующее средство.стена, стены.Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.Формообразующие суффиксы-это такой аффикс, который присоединяется к корню или основе после них, выражая то или иное грамматическое значение и образуя данную форму слова.Префиксами называются аффикс,находящийся перед корнем или основой,т.е.приставка.Используется при словообразовании.также используется и как показатель грамматических знаний, как формообрузующие аффиксы.Инфиксы-это аффиксы, вставленные внутрь корня или основы.например, в лат. Формынаст.в. vinco-побеждаю и findo-колю образованы инфиксом –n.В языке имеются многоморфемные и одноморфемные слова.Морфемное строение слова является результатом длительного исторического развития языка.
4.1.Задача взаимосвязи языка и мышления еще далека от полного решения. Трудность проблемы заключается в нескольких факторах. 1.в языке и мышлении сочетается социальное и биологическое.2. язык и мышление двойственны по своей природе. Они статистичны, но с др.стороны они и динамичны, т.к. представляют мыслительно-речевую дт человека. 3. Мышление чел-ка многокомпонентное, а язык многоярусен и многофункционален. Мышление   это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую степень человеческого познания. Мышление дает не прямое сложное отражение действительности. Мышление чел-ка многоступенчато. Оно представляет собой совокупность уровней (этажей). Оно соединяет чувтвенно-образное эмоциональное и интуитивное. Для него существенны волевые, а также  санкционирующие факторы. Подходы к решению проблемы. Гносеологический (познавательный). В языке закрепляются результаты познавательной, мыслительной дт чел-ка, поэтому взаимодействие языка и мышления искали в самой системе языка. В центр внимания попадало соотношение языкового и логического начала. Гносеологич.подход к проблеме связи языка и мышления реализуется в исследованиях, посвященных соотношению логических форм мышления и лингвистических  единиц, типа  слово и понятие ,  предложение и суждение . Психологический. Позволяет выявить взаимодействие языка и мышления в процессе речевой дт индивидов, владеющих данным языком. В центре внимания находится процесс становления мышления и овладения языковой системы у ребенка, т.к. развитие ребенка повторяет общие закономерности развития человечества. Не менее важен подход, при котором исследуется процессы овладения вторым языком и возникновения мышления Билингва   чел-ка пользующимся 2 и более языками. Нейрофизиологический подход. Нейролингвистика   раздел знаний, задачи которого выделение основных компонентов языка и нахождение тех функциональных образований мозга, которые обеспечивают их усвоение и использование. Исследованиями по нейролингвистике установлено, что левое полушарие мозга управляет не только звуковой речью, но и последовательными движениями области рта. Следует обратить внимание на разделение ф-ий между правыми и левыми полушариями г.м. Правое осуществляет чувственно-наглядное мышление (без словесных средств), отвечает за эмоциональную жизнь чел-ка. Левое отвечает за логику, за абстрактное, обобщающее мышление, осуществляющееся на базе естественного языка. Мышление-язык   внутренняя речь   основное и универсальное средство умственной дт и сознание чел-ка, в ней мысль и язык объединяются в целостный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Многокомпонентность мышлении и послужила основой того, чтобы оно стало предметом разноаспектного, но комплексного изучения физиологического, логического, и даже кибернетического. Складывается знание, которое называется когнитологией. Решение вопросов связи языка и мышления осложнены тем, что о мышлении мы можем судить лишь опосредованно, прежде всего по языку. Мышление постоянно воздействует на язык, поскольку основным фактором развития языка является трудовая и общественная практика чел-ка, его познавательная дт.
4.2.
5.1.Проблемы соотношения языка и общества   одна из коренных проблем языкознания. Все, что создано человеком, невозможно без языка. Язык становится своеобразным памятником культуры. Изучение истории не возможно без обращения к языку, в котором достоверно и образно отразился весь пройденный народом исторический путь. Цели и задачи социолингвистики. Социолингвистика   это направление языкознания, изучающая общественную обусловленность строения, возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество. В центре ее внимания   причинные связи между языком и фактами общественной жизни. В социолингвистике существуют следующие направления: общая с.л.,синхроническая, диахроническая, проспективная, прикладная, сопоставительная, социопсихолингвистика. До сих пор понятие язык и общество мы рассматривали не расчленено, но человеческое общество будучи целостным социально неоднородно. Оно распадается на классы и различные возрастные, профессиональные и иные группы. Неоднородность общества приводит к дифференциации речевых и языковых средств. Лингвистами описаны два основания, на которых происходит дифференциация   это пространство и время. Язык и мало социальные группы. Семья представляет собой одну из разновидностей мало социальных групп. С ней в одном ряду стоят производственный, научный, спортивные, воинский коллективы, между членами таких групп устанавливаются не6посредственные контакты. В них возникает социально-психологическая потребность к объединению и демонстрации своей принадлежности к данной социальной группе. В таких коллективах сгладывается внешняя похожесть. Индивидуальная дифференциация языка. Предел соц.дифференциации языка   языковая личность   это личность, выраженная средствами языка в языке и в основных чертах выявляемая в результате анализа языковых средств. За каждым текстом стоит языковая личность, которая характеризуется выбором социальным и личностным языковых средств различного уровня. Для личности характерны свое видение мира, определяемое индивидуальной языковой картиной мира.
5.2.
6.1.
6.2.
7.1. Существование языка не возможно без погружения его в контекст культуры, которая не имела бы в центре себя языка. Язык и культура органически связаны др.с др. Связь эта диалектически разнородна. Язык одновременно и продукт и важная составная часть, и условие культуры. Полноценное познание души и культуры народа возможно только через его язык. В размышлениях о языке как части культуры первым на память приходит представление о культуре речи, которая входит в состав непременных требований к полноценной личности и которая точно характеризует ее социальный, образовательный и профессиональный статусы. Слово   это инструмент мысли и акку4мулятор культуры. Способность аккумулировать в себе культурные смыслы   свойства живого языка. Язык и культура проявляют два уровня культурного фона в лексике. 1. Отражение в лексическом составе языка и в отдельном слове специфики материальной культуры. 2. Воздействие на язык и лексику, собственно-мировозренческого фактора. Для решения наиболее фундаментальных проблем человеческой культуры, знания языковых механизмов и понимание процесса исторического развития языка не6сомненно становятся более важными, чем более изощренными становятся наши исследования в области социального поведения человека. Настоящее обучение родному языку   это приобщение к национальной культуре. Язык   носитель культуры.
7.2.
8.1.Язык   система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний. Основными единицами языка являются слова.  Речью надо называть последовательность знаков языка, построенную по его законам из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания (мыслей, чувств, желания). Язык и речь   едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечения от конкретного их применения мы называем языком. Те же самые средства общения конкретно примененные, мы называем речью. В жизни коллективов и отдельных людей роль языка очень важна. Язык участвует в формировании племен, народностей, наций. Он необходим во всех областях труда, и быта людей. Язык применяется людьми для построения речи. Нужно различать язык, как систему материальных единиц, служащих общению, отражаемых в сознании в отвлечении от конкретной инф-и (мыслей и чувств), и речь как последовательность знаков языка. Язык и речь существуют в единстве и единицы языка могут видоизменяться в речи, если эти видоизменения закрепляются практикой общения, они становятся фактами языка.
8.2.
9.1. Время возникновения языка связано с началом истории человечества. По расчетам генетиков  человеческая ветвь  отделилась от линии ее обезьянник предшественников около 5 млн. лет назад. За это время человек в своем развитии прошел 3 стадии. 1. человекообразная прямоходящая обезьяна (австралопитек). 2. человека умелого(питекантроп).3. формирования человека современного типа. На второй стадии возникают начало речи. Теории происхождения языка. 1. язык дан человеку свыше (библейская).2. человек сам изобрел сам себе речь. Социальные предпосылки рождения языка кроются в сложной иерархии первобытного стада, коллективной охоте природы, в изготовлении орудий, в миграции первобытных сообществ. Важнейшая предпосылка изменения взаимоотношений индивидов в процессе трудовой дт. В труде складывается общество, возникает язык, качественно преобразуется мышление и формируется человек. Для членораздельной речи нужны были особая организация мозга и способность к логическому мышлению. Складывающийся интеллект повышался в результате недостатка пищи, собирательства, сложной среды обитания. Проблема развития языка включает не мало сложных вопросов: что в языке меняется, а что остается предельно устойчивым. Как осуществляется языковая эволюция. Чем обусловлено развитие языка. Сложились мнения о конечном результате развития языка: 1. язык в своем развитии прогрессирует, постоянно совершенствуется, стре6мится к своему идеалу. 2. язык деградирует в своем изменении от богатства форм идет к упроще6нию. Решая проблему языкового развития надо различать расширение ф-ий языка и изменение его структуры. Самое важное для языка   расширение его общественных ф-ий. Если язык утрачивает свои общественные ф-и, то он становится мертвым (латинский).  
9.2.
10.1. Известны три типа получения знаний: интуитивный, научный и религиозный. С помощью научных методов добываются знания, которые можно проверить
, сохранить и передать. От правильно выбранного метода зависит судьба научного открытия. Описательный метод. Этот метод позволяет накапливать большое количество эмпирического материала, расклассифицированного и интерпретированного, что давало основание многим лингвистам считать описательный метод не научным. Описательный метод в чистом виде реализуется в описании неизученных без письменных языков и диалектов. Полевая лингвистик5а открывает язык, описывает все уровни его структуры, на основании чего дает ему генетическую и типологическую атрибуцию, т.е. определяет принадлежность к той или иной семье или группе родственных связей. Таксономический метод является тоже описате6льным, но на качественно-иной его ступени. Таксономия   совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов. Таксономич.метод применим в науках, где исследуемые объекты находятся в сложных иерархических отношениях др. с др. и где классификация представляет собой познавательну4ю процедуру. Базой такого метода явл. один язык. Однако результаты его приложения широко используются в обще-типологических исследованиях. Лингвагенетический метод основывается на диахронном подходе к языку и ставит целью изучение истории отдельного языка или группы родственных языков. Поскольку базой диахронного исследования м.б. один язык и целая языковая семья, четко противопоставляются 2 лингва-генетических метода: исторический и сравнительно-исторический. Исторический метод складывается в недрах саравнительно-исторического метода. Оба метода основаны на принципах сравнения и историзма, пользуются общим арсеналом методик. Очень частот они не разграничиваются. Типологический метод. Сущность его заключается в том, что сравниваются языковые структуры, В их сходстве и различии не зависимо от генетической принадлежности самих языков. Базой этого метода являются все языки мира, рассматриваемые в синхронном внутриструктурном и универсальном аспектах. Типологические исследования базируются в основном на сопоставленной и классификационной методиках. Типологический метод используется очень давно. Многовековая традиция изучения ин. языков опиралась на сравнение чужого языка с родным. Это и есть сопоставительный метод. Типологический метод дополняет и усиливает сравнительно-исторический метод, т.к. вооружает его способностью предсказывать и оценивать реконструированные факты. Методика количественного анализа. 20 век победного шествия математики, время проникновения ее в области человеческого знания, превращения ее в универсальный язык науки. Если науки естественного цикла сравнительно давно заговорили на языке математики, то гуманитарные науки обратились к нему только в 20 в. 1 была лингвистика, занимающая особое положение среди всех областей человеческого познания.Языкознание первым из гуманитарных наук от установки на полное и исчерпывающее описание отдельных фактов перешло к установке на обобщение, на поиски единого закона, обьясняющего необозримое множество отдельных фактов.Эта познавательная установка и определила интерес к математическим методам.Связь языкознания с математикой не была односторонней.Используя методы математики, лингвистика питала математику плодотворными идеями:наблюдения Маркова над текстом  Евгений Онегин (распределение доли гласных и согласных среди первых 20000 букв   испытания связанные в цепь) привели к открытию знаменитых Марковских цепей, обогативших теорию вероятности.
10.2.
11.1.
11.2.
12.1.
12.2.
13.1. Под языковой ситуацией понимается набор и взаимоотношение используемый на данной территории различных средств коммуникации. Различают национальную, гос-вееную, определенную географически или такую, которая обусловлена политическим или идейным сотрудничеством. Языковая ситуация включает в себя следующие компоненты: соц.условия функционирования языка, сферы и среды употребления, формы существования языка. К социальным условиям относятся социально-экономические формации, формы этнической общности, уровень суверенитета, культурного развития. Сферы использования языка являются самым важным компонентом языковой ситуации. Они обусловлены тематикой коммуникации, време6нем и местом общения. Важнейшими сферами являются хозяйственная дт, общественно-политическая дт, быт, личные переписки, науки. Средами использования языка является общение внутри семьи, соц.группы, населенного пункта или региона, внутри целого народа, межнациональное общение. Формы существования языка делятся на объединяющие всех говорящих   литературная форма, обособляющее их   мужские, женские языки, ритуальные языки, жаргоны. Ф-я   это цель, форма существования   это вид орудия. Среда   это условия. Сфера   это область применения этого орудия (Аврорин). Все языковые ситуации квалифицируют на простые и сложные. Простая характеризуется диглоссией   одновременным использованием литературной и диалектной форм одного языка. Сложная ситуация отличается полилингвизмом   многоязычием (двуязычие   билингвизм). Учет сложившейся языковой ситуации важен при разработке и проведении в языковой политике. Языковая политика в любом гос-ве осуществляется в следующих направлениях: 1. выбор и установление гос-венного стандартного языка. 2. ликвидация неграмотности.3. определение положения других языков по отношению к гос-венному языку.4. определение сфер и типов языковых состояний и ситуаций каждого из языков.5. кодификация, нормализация и совершенствование гос-венного (официального) языка. Языковое строительство продолжается и сейчас. Число ранние бесписьменных народов, получивших письменность, увеличилось до 57. Последнее по времени создания   саамская письменность. В условиях многонационального гос-ва русский язык стал средством межнационального общения. Рус.яз не имел статуса гос.языка. Повсеместное изучение рус.яз. определялось его высоким авторитетом.
13.2.
14.1.
14.2.
15.1.Термин Прикладная лингвистика появ в конце 20 в.когда была ососнанна необходимость строго научного решения соответств. Задач с использованием методов формального лингвистического анализа письменных и окустико-лингвистич. Анализа устных сообщ. общие методы реш.задач принад. лингвистич. разработка. теоретич. языкознанием и прежде всего той его областью которая изучает формальные процедуры, анализы языка, а так же матем.лингвистической. Основными направлениями прикладной лингвистики явл.:1.афтоматич. распознание и синтез речи.2.афтоматич. методы переработки текстовой информации.3.создание афтоматич словарей.4.базы данных.5.разработка методов афтоматич.аннатирования,реферирования, перевода.6.лингвист. обеспечение автоматич. систем управления.7.Стандартизация научно технич.терминологии.  
15.2.

15.2.