- Понятие о практической психологии. Ее соотношение с академической и житейской психологии. Краткий экскурс в истории ее становления. Практическая психология и психологическая помощь. Виды психологической помощи.
Практическая психология (Абрамова Г.С.) – отрасль психологической науки, предметом этой отрасли является индивидуальность и неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни. Задачей практической психологии познания индивидуальности человека и воздействие на него с целью проявления его возможностей, ресурсов, потенциалов. Предмет – индивидуальность, неповторимость в конкретных обстоятельствах жизни.
Применение психологических знаний, достижений на практике, для решения конкретных проблем – практическая психология. Требует определенной подготовки.
Практическая психология – сфера научных исследований прикладного характера. Исследования проводятся на конкретной базе. Цель исследований проверка научной гипотезы.
Практическая психология - Сфера психосоциальной практики ориентированная на оказание психологической помощи людям силами профессиональных психологов. Это определение отличается от предыдущих трех: практическая психология – это деятельность, работа. Эта работа целью, которой является оказание помощи в решение психологических проблем помощь. Оказывается профессионалами.
Соотнесение с академической и житейской.
1 уровень психологии – Академическая психология (научная, фундаментальная, теоретическая) – это система знаний о психической реальности. Представители психологи – теоретики, психологи – исследователи, преподаватели. В качестве методов выступают методы научного исследования, которые позволяют получать достоверные знания (исследования, эксперименты, опрос и т.п.). Лаборатория Вундта.
2 уровень это Практическая психология (помогающая психология, прикладная) – психологическая помощь людям. Представители – практические психологи, психологи преподаватели, которые совмещают преподавание и практику. Сферы: образование, медицинские учреждения, культура, спорт, музыка и т.п. Методы оказания помощи:
- психодиагностические методы
- психопрофилактические методы
- консультативные методы
- коррекционные методы
- психотерапевтические методы
- тренинговые методы
Возникновение практической психологии начала 20 века. Связывают с психотехникой. Она возникла вслед за академической и бурно стала развиваться в 30-40гг. наша практическая психология не существовала вплоть до 1980 года.
3 уровень – Житейская (бытовая, популярная) – это бытующее в массовом сознание представление о психике. Цель житейских знаний – помочь человеку сориентировать, адаптировать человека к окружающей действительности. Представители: любой человек. Методы: житейское наблюдение, беседа, чтение популярной литературы. Дата возникновения: сколько человек существует, с момента возникновения самосознания.
Краткий экскурс в историю возникновения практической психологии.
Возникла тогда, когда были предприняты первые попытки применения психологических знаний.
Создания тестов Бине-Симона. Развитие психодиагностики, психотехники.
Практическая психология – объединяет области психологии, обслуживающие практику – направленные на помощь людям, пережившим сложности в личной жизни.
Практическая психология – практика людей в разных сферах жизни: образование, здоровье, спорт, мода, реклама и так далее.
Пси. помощь по Бондаренко – Сфера психосоциальной практики и способ профессиональной деятельности предназначенный для содействия человеку и обществу в решении вопросов и проблем в психологической жизни.
Виды пси. Помощи: клиент – психопрофилактическая помощь, психодиагностическая, консультативная, психотерапевтическая, реабилитационная.
Психолог – направление деятельности: психопрофилактика, психодиагностика, консультирование, психокоррекция, психотерапия, психореабилитация.
- Практическая психология как профессия. Сферы деятельности, слагаемые профессиональной подготовки, профессионально важные качества практического психолога. Критерии эффективности его работы.
Психология это не только наука как система знаний, но это еще и определенное поле профессиональной деятельности, сообщество профессионалов.
Обоснование практической психологии как профессии
Критерии (признаки) профессии по Климову
|
Аргументы
|
Наличие особой сферы деятельности отличающийся по своему предмету от представителей других профессий.
|
Психологическая практика это особый специфический вид деятельности и специфика состоит в том, что предметом это практики является психологическая реальность или мир другого человека. Психолог – специалист по душе (душевед).
|
Дана деятельность является социально необходимой и официально признаваемой и юридически закрепленной в нормативных документах.
|
Данная профессия является официально признанной. ТКХ – тарифно-квалификационные характеристики.
|
Существует специальная профессиональная подготовка данной деятельности.
|
Существуют ВУЗы и методы повышения квалификации. Аспирантура.
|
Существуют нормативно закрепленные требования к профессиональной квалификации и опытности специалиста, определяющие его проф. пригодность.
|
Требования записаны в ТКХ.
|
Существует общность людей, занимающихся данной деятельностью и объединены в профессиональные сообщества.
|
Разные Ассоциации. Ассоциации психоаналитиков. «Федерация практических психологов образования».
|
Слагаемые профессиональной подготовки:
- Получение высшего профессионального образования
- Специализация в узкой области в сочетании со стажировкой на рабочем месте.
- Образование в смежной области
- Приобретение опыта. Когда специалист приступает к самостоятельной профессиональной деятельности.
- Постоянное самообразование и повышение квалификации. Официальный путь – когда вас направляют в образовательное учреждение. Неофициальный путь- самостоятельно проявляя инициативу проходите курсы, тренинги.
- Прохождение суппервизии профессиональной деятельности. Внешняя оценка, наблюдение более опытных коллег за работой.
- Личная психотерапия. Предпочтительно чтобы у самого психолога был личный психотерапевт, но не коллеги и не из начальства.
Профессиональная компетентность психолога: отличительные особенности
В современном обществе профессия психолога справедливо считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в полном смысле этого слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов данной сферы или их профессиональная компетенция волнует как самих психологов, так и тех, кто доверяет им и ожидает квалифицированной помощи. Этот вопрос требует комплексного научного обоснованного теоретико-методологического и практического решения.
Профессиональные знания
Профессиональные знания как объективно необходимые сведения обо всех сторонах труда психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда. Профессиональные знания, объективно необходимые для успешной деятельности психолога, охватывают сведения об объектах исследования, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные обо всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Цели и задачи труда в сфере, где психолог реализует свои функции, достигаются в целостном деятельно-воспитательном процессе и через меры психологического характера. Полная структура профессиональной деятельности психолога включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера, а также аналитический контрольно-оценочный элемент.
Профессиональные умения
профессиональные умения представляют собой действия и “техники” психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Навыки здесь отражают приобретенную способность психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.
Профессиональные умения, необходимые для продуктивной деятельности психолога, охватывают обширный арсенал его действия по выполнению профессиональной функции. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально –психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общество; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка, адекватные.
Специфические психологические особенности
Специфические психологические особенности (качество) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта. Наиболее значимыми психологическими качествами психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнение обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.
Профессиональная позиция
Профессиональная позиция психолога – это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальностей и перспектив, а так же собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации собственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает обще-социальный, профессиональный и акмеолого-психологические аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность – деятельность.
- Понятия о психологической службе. Психологическая служба и практическая психология. Этапы ее становления в нашей стране.
Практическая психология и психологическая служба взаимосвязаны между собой. Психол. Служба – это организационное оформление практической психологии.
Психологическая служба начинает существовать там и тогда где есть официально закрепленная должность психолога. Либо психолог работает в специализированных организациях и учреждениях, которые занимаются оказанием психологической помощи.
ППМС – центры психолого-педагогической медикосоциальной помощи.
Психологическая служба – это организационная форма оказания психологической помощи в решение конкретных проблем и запросов в различных сферах общественной практики.
Этапы становления психологической службы:
- Этап зарождения (конец 20-х середина 30-х) психологической службы и связан с бурным развитием прикладных отраслей научной психологии, таких как Педология и Психотехника. Психотехника – происходит от двух греч. Слов искусство и мастерство сопряженное с душой. Основатель Г. Мюнстенберг.
Психотехника – отрасль психологии занимающаяся психологическими проблемами деятельности людей в прикладном аспекте. Задачи: психологический анализ профессии (описать требование которые предъявляет каждая профессия); профотбор и профориентация; рационализация условий труда (снизить травматизм аварии на работе, уменьшить утомление на работе); проектирование техники с учетом психологических характеристик человека (приспособить технику к человеку); разработка эффективных средств психологических воздействий на человека. Представитель психотехники в нашей стране Шпильрейн И.Н. психотехники, это были первые отечественные психологи, которые работали на промышленных предприятиях и которые решали конкретные проблемы возникающие на предприятиях и их разработки широко внедрялись на практики.
Педология - наука о развитии ребенка, это комплексная прикладная дисциплина о развитии ребенка в единстве психологических, педагогических, анатомо-физиологических, медицинских, социологических и юридических подходов. Возникла на рубеже 19-20вв. основатель Стенли Холл. Дж. Болдуин, В. Прейер – развивали. В нашей стране: Л.С. Выготский П.П. Басов. Педологи с помощью имеющихся у них тестов (зарубежных), с помощью тестов определяли достигнутых ребенком уровня психического развития, семейная атмосфера, здоровья. Первая попытка создания постоянного медицинского и психологического контроля за состоянием ребенка. Ошибки: педологи очень сильно увлеклись тестированием, сам инструментарий был не совершенен, нормы зарубежные не подходили нам, на основании тестов нельзя давать прогноз, а на основе зоны ближайшего развития. И некомпетентность людей занимающихся педологией. В 36 году закрыли психотехнику и педологию. Многие педологи были репрессированы и лит-ра были уничтожены. Из-за зарубежных тестов была закрыта психотехника.
Второй этап развития. Не было сообщества психологов и его необходимо было создавать
Третий этап развития психологической службы
С начала 80-х готов восстановление психологической службы. Возрождаться стала в промышленности и в образование. В промышленности начала создаваться в двух вариантах как отраслевая служба (создавались должности психологов на предприятиях), отдельно на предприятиях псих. Служба создавалась в рамках кадровых служб.
Положение о службе социального развития предприятия организации министерств. Занимался психолог отбором на работу, на руководящую должность, занимался профессиональным обучением работников, психологи так же занимались экспертизой в случае производственных травм. Организация психологической разгрузки, релаксации, комнаты психологической разгрузки. Занимались профориентации молодежи, давали консультации по психологическим проблемам.
Кроме промышленности в 82-83гг началось развитие психологической службы образования.
Кроме промышленности и образования в 80х гг были созданы консультации. Они были созданы при загсах, по проблемах семьи. В 82 году открылась первая консультация детей.
Создавались центры психологической поддержки и занятости населения. Они занимались профориентации и профконсультированием.
Появились телефоны доверия, наряду с консультациями и психологами работающими в промышленности и в системе образования. Первый телефон доверия в нашей стране появился телефон доверия в 1981 году в Ленинграде на базе городского наркологического диспансера. Самый первый телефон доверия появился в Англии в 1953 году, для потенциальных самоубийц. Его открыл священник. Сначала оказывали помощи людям раздумывающих о самоубийстве, потом всем желающим.
Четвертый этап развития психологической службы
Современное состояние психологической службы такого (середина 90хгг и по сей день):
Псих. служба начала создаваться в здравоохранении. Больницы клиники, медицинские центры. Психологическая служба начала создаваться в армии в НВД, МЧС, а также в системе соц. обеспечения и соц. защиты. Коммерческие и частные организации оказывающие психологические услуги: рекламные агентства, пиар.
4.Представление о психологической службе в системе образования. Экскурс в историю ее возникновения. Эксперимент с ведением должности психолога в образовательные учреждения. Необходимость и целесообразность создания психологической службы как особого института в системе образования.
Психологическая служба образования – это составная часть системы образования России. Она представляет собой организационную структуру психологического обеспечения процессов развития, обучения воспитания учащихся и воспитанников оказание необходимой психологической помощи в поддержание психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса.
Система адаптирующая научные психологические знания запросом практических работников в сфере образования.
Назначение службы:
Диагностико-профилактическое назначения.
Развивающее назначение содействие развитию индивидуальности и способностям учащихся.
Экскурс в историю.
Психологическая служба образования официально была создана в 1989 году. 27 апреля 89г. вышло инструктивное письмо гос.коммитета по народному образования СССР – ввести психологов в образовательные учреждения.
Неофициально впервые когда психологические звания использовали для решения проблем и вопросов в образование это 30гг.
Этапы психологической службы:
Педологический
Застоя, провала
Подготовительный когда начала только создаваться
Официально начала существовать.
Возрождения психологической службы начало 80гг. в качестве эксперимента начали вводится должности психологов в образование.
Эксперименты с введением должности психологов проводились в двух регионов: 1. Эстония. Руководитель эксперимента: Х. Лийметс и Ю. Сыэрд. В 70 году в Эстонии появился первый психолог. Талин научный симпозиум «Психодиагностика и школа».
Первый и второй международный коллоквиум по школьной психологии под эгидой ЮНЕСКО состоялись в 52 и в 54 годах.
83 год Всесоюзный симпозиум, психологи собрались из России, не только эстонские.
Проект о работе школьного психолога. Министерство просвещение Эстонская ССР утвердило республиканское положение о школьном психологе.
Эстонский психолог должен:
Психолог как консультант при дирекции школы.
Проводить обследования учащихся
Выполняет профориентационную работу
Психолог предоставляет свои соображение на счет квалификации учителей и дает рекомендации.
Не менее шести часов в неделю давать уроки.
Выводы:
Эксперимент показал: первый нормативный документ по работе псих. службы, необходимы центры псих. Службы, как в отдельных городах районов, недостаточная оснащенность психологическими методиками.
Эксперимент в Москве. И.В. Дубровина, Ю.К. Бабанский
Цель: определить запросы образования на психологическую работу, выяснить содержание и виды деятельности психолога, апробировать модели психологической службы.
Первая модель есть психолог в образовательном учреждении. Минус психолог зависит от администрации, плюс психолог включенный в образовательный процесс: может заниматься коррекцией диагностикой и профилактикой
Вторая модель психолог приходящий. Плюс не зависит от администрации.
Сочетание модели на местах с моделью в центре.
В 1984 году был предложен первый проект о школьной психологической службе 1984 год первая всесоюзная конференция по проблемам психологической службе.
Недостатки профессии:
Слабая правовая деятельность психолога.
1998г. Психолого-педагогическо медико-социальной помощи ППМС-центры
Одна из самых низко оплачиваемых работ.
Психологи очень плохо оснащены инструментарием.
Причины, которые сделали необходимы создания службы:
1). К концу 80 гг. Недостатки системы образования. Она не развивала, только давала ЗУН.
2). Стремление усреднить индивидуальность – методики ориентированы на среднего ученика, рассчитаны на стандарт.
3). Коммунистическая идеология присутствовала.
Проблемы стоящие перед психологом
Проблема ухудшения год от года здоровья детей.
Увеличения количества детей с нарушениями, которые приходили в школу.
Актуальные проблемы связанные с сексуальном воспитанием.
Психологические службы за рубежом
1898 г. Детройт Дж. Дэвис консультировал учащихся в области проблем образования и выбора профессии.
Первый в мире школьный психолог появился в Англии в 1913 году Цирил Берт.
1915 год появился первый школьный психолог в Америке Арнольд Гессел.
Берн Швейцария 1920 год. Первый консультационный пункт по проблеме психического развития детей.
Первый центр по психологическому обслуживанию школ – 1934 год Дания.
1964 год Дания первый в мире журнал для школьных психологов «Школьный психолог».
с 1-6 контрольная работа.
- тарифно-квалификационные характеристики по должности педагог-психолог назначение и содержание. Разряды оплаты и тарификация. Квалификационные категории и аттестация, критерии и процедура аттестации педагогов – психологов.
Определяются в двух документов:
1). Тарифно-квалификационные характеристики, раздел «Должен знать». Здесь определены требования к образованию.
2). Материалы коллегии, Статус практического психолога образования.
. Тарифно-квалификационные характеристики.
ТКХ – они определяют сферу профессиональной деятельности психолога, требования к его профессиональной подготовки, необходимой для подбора и назначения работника на определенную должность для разработки на него конкретных должностных инструкций для осуществления контроля за исполнением профессиональных функций работника. ТКХ нужны для определения положенного работнику разряда оплаты.
Структура ТКХ:
Документ состоит из трех разделов:
1). Должностные обязанности. Он содержит перечень основных функций которые могут быть поручены полностью или частично работнику занимающему данную должность. На основе первого раздела на каждого работника разрабатывается конкретная должностная инструкция, она утверждается руководителем учреждения, профсоюзным комитетом и подписывается самим работником.
2). Раздел «Должен знать», содержит основные требования к знанием и умениям, которые нужны работнику для выполнения своих должностных обязанностей.
3). Раздел «Требования квалификации по разрядам оплаты». В соответствие с этим разделом каждому работнику определяется положенный ему разряд оплаты ЕТС. Разряд определяется в зависимости от уровня образования и стажа работа, стаж работы должен быть педагогическим и в зависимости от квалификационной категории.
Для должности педагог психолог ТКХ определенны разряды с 7 по 14. максимум что может получить педагог психолог это 16 разряд.
По стажу работы и по образованию можно получить с 7 по 12. 12 разряд должно быть высшее образование и стаж (педагогический) работы более 10 лет.
Работник получает причитающийся ему разряд по стажу и оп образованию в результате тарификации – это процедура присвоение разряда оплаты по ЕТС (единая тарифная сетка) в соответствие с имеющимся у работника образования и имеющимся стажем педагогической работы.
Другой путь повышения разряда оплаты – это прохождения работником аттестации. Это процедура экспертной оценки профессиональной деятельности работника по следующим критериям:
1). Квалификация – степень готовности работника к выполнению определенного вида труда (смотрят по образованию и по курсам повышению квалификации, которые он прошел).
2).. Профессионализм – способность решать задачи на основе применения профессиональных знаний.
3). Продуктивность – это получение устойчивых результатов деятельности.
4). Ориентация на развитие – способность к обновлению профессионального стиля деятельности в направлении его большего соответствия изменяющимся требованиям и условиям труда.
Проведение аттестации осуществляется согласно нормативному документу «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников» утверждено17 июня 1993.:
Аттестация дело добровольное. Аттестация проводится по заявлению работника, но при этом он должен учитывать определенные рекомендации: всего квалификационных категорий три (вторая квалификационная категория – 12 разряд, присваивается аттестационной комиссией данного образовательного учреждения; первая квалификационная категория – 13 разряд, присваивается решением аттестационной комиссии на муниципальном уровне; высшая квалификационная категория – 14 разряд модно получить только при аттестации, присваивается аттестационной косимей субъекта федерации, область край, республика).
Для второй квалификационной категории надо иметь высшее образования и стаж работы в должности не менее 1 года. Для первой квалификационной категории высшее образование и не менее 2 лет. Высшая – высшее образование и стаж не менее 3 лет. Не имеющий образования или стажа может претендовать на любую категорию.
Направления работы аттестации:
Обобщение итогов деятельности работника
Экспортная оценка практической деятельности работника.
С 1 октября по 1 апреля проводится аттестация. За две недели до срока вас должны поставить в известность о дате прохождения аттестации. Форма прохождения аттестации соответствует заявленной. В течение месяца на вас пишут экспертное заключение и передается в аттестационную комиссию соответствующего уровня.
Квалификационная категория дается на 5 лет. По истечение 5 лет можете подтверждать имеющиеся категорию или претендовать на новую.
- Значение и содержание Декларации прав ребенка и конвенции ООН о правах ребенка характеристика прав закрепленных за детьми. Гарантии соблюдения прав ребенка в деятельности психолога.
В 1959 году ООН приняла «Декларацию Прав Ребенка».
Значение этой декларации: впервые в этом документе было указано, что ребенок с момента рождения имеет определенные права: Право на имя и гражданство, Право на надлежащие питание, жилище , развлечение и медицинское обслуживание. Права детей с ограниченными возможностями, должны обеспечиваться в соответствие с их состоянием и даже большая забота. Права семейных отношений: ребенок нуждается в любви и понимание, закреплено право на неразлучение ребенка с матерью
Права на получения образования: оно должно быть бесплатным и обязательных хотя бы на начальных этапах. То есть ребенок имеет право получить среднего образования в любом случае, независимо от статуса. Материального положения.
Права ребенка должны быть приоритетными по сравнению интересами общества и государства.
Права защиты ребенка от небрежного отношения, жестокости, эксплуатации и дискриминации. Ребенок защищен от жестокого обращения с ним взрослыми, ребенка взрослые не имеют права эксплуатировать , то есть заставлять делать его тяжелую работу несоответственно его возрасту.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. То есть, даже если ребенок является неполноценным в чем либо, то он не бросается на произвол судьбы, ему оказывается всяческая поддержка государства и родителей.
Впервые было признано, что ребенок это субъект права. Основная идея конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Все основные статьи конвенции сводятся к 4 основным требованиям: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Государства участники должны соблюдать все принципы конвенции и следить за тем, чтобы где бы ни находился ребенок, чтоб он получал се то, что он должен получить согласно конвенции. Ребенок может обратиться за помощью и должен гарантированно ее получить.
13. Структура и организация деятельности службы практической психологии образования России. Представление о ППМС – центрах: назначения, виды, место в организационной структуре.
ППМС центр – психолого – педагогически – медико – социальный центр.
Это образовательное учреждение. Возникло в начале 90 годов.
В мае 1998 года центр появился, а в августе приказом Министерства Образования было утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении для детей нуждающихся в психолого- педагогической и медико – социальной помощи. В сущности ППМС центр – создавался для детей с проблемами в развитии. Обучении и социальной адаптации. От 3-18 – реализуется общеобразовательная программа и начальное образование.
Задачи:
- Оказание помощи детям с трудностями в усвоении образовательных программ.
- Осуществление индивидуально – ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи.
- Оказание помощи другим учреждениям по вопросам обучения и воспитания.
Направления:
- Образовательная деятельность
- Диагностика уровня психического и физического развития
- Организация развивающего и компенсирующего поведения
- Коррекционная профилактическая работа
- Комплекс лечебно – оздоровительных процедур
- Оказание помощи в профориентации, изучение профессии, трудоустройство и адаптация.
Виды центров:
- диагностика и консультирование
- медико – социальное сопровождение
- психолого педагогическая реабилитация и коррекция
- социально трудовая адаптация и профориентация
- лечебная педагогика.
14. Должностные инструкция на педагога – психолога: представление об обязанностях, правах и ответственности. Содержание обязанностей, прав и ответственность практического психолога в системе образования (Дубровина И,В). Способы защиты его прав. Соотношение прав и обязанностей
Функциональные обязанности психолога, должны быть закреплены в должностной инструкции. Документ, являющийся договором между специалистом и работодателем, в котором есть должностные обязанности, его права и обязанности.
Права – полномочия психолога, сфера его возможностей
Ответственность – указания, рекомендации предостерегающие от ошибок и нарушений.
Целесообразность инструкции:
- определение того, чем занимаетесь.
- Уточнение содержания деятельности
- Защита от перегрузки
- Можно проверить работу.
Приоритет обязанностей над правами 3 способа защиты прав
- Юридический
- Социальный
- Моральный
ТКХ – они определяют сферу профессиональной деятельности психолога, требования к его профессиональной подготовки, необходимой для подбора и назначения работника на определенную должность для разработки на него конкретных должностных инструкций (вопр14), для осуществления контроля за исполнением профессиональных функций работника. ТКХ нужны для определения положенного работнику разряда оплаты.
Структура ТКХ:
Документ состоит из трех разделов:
1). Должностные обязанности. Он содержит перечень основных функций которые могут быть поручены полностью или частично работнику занимающему данную должность. На основе первого раздела на каждого работника разрабатывается конкретная должностная инструкция, она утверждается руководителем учреждения, профсоюзным комитетом и подписывается самим работником.
2). Раздел «Должен знать», содержит основные требования к знанием и умениям, которые нужны работнику для выполнения своих должностных обязанностей.
3). Раздел «Требования квалификации по разрядам оплаты». В соответствие с этим разделом каждому работнику определяется положенный ему разряд оплаты ЕТС. Разряд определяется в зависимости от уровня образования и стажа работа, стаж работы должен быть педагогическим и в зависимости от квалификационной категории.
Для должности педагог психолог ТКХ определенны разряды с 7 по 14. максимум что может получить педагог психолог это 16 разряд.
По стажу работы и по образованию можно получить с 7 по 12. 12 разряд должно быть высшее образование и стаж (педагогический) работы более 10 лет.
Работник получает причитающийся ему разряд по стажу и оп образованию в результате тарификации – это процедура присвоение разряда оплаты по ЕТС (единая тарифная сетка) в соответствие с имеющимся у работника образования и имеющимся стажем педагогической работы.
15. недельная рабочая нагрузка педагога – психолога и ее распределение. Примерны нормативы выполнения различных видов работ. Объемные ориентировочные показатели по видам деятельности. Организация его рабочего места. Требования к оборудованию его кабинета.
Количество общего рабочего времени в год при 36 часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, в месяц 150 часов. (постановление №65 Министерства труда России). В целях рациональной организации работы педагога – психолога образовательного учреждения в правилах внутреннего распорядка целесообразно учитывать рекомендации представленные в Инструктивном письме от 24.12.2001. согласно этому документы рабочее время педагога психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную. Развивающую. Учебно-воспитательную и культурно- просветительскую работы с обучающимися, на экспертно – консультационную и профилактическую работу с родителями и педагогами.
18 часов – предусмотрено использовать подготовку ко всему вышеперечисленному.
Время затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу. Первичности или повторности обращения, возраста состояния и других особенностей обращающегося. Кроме того. В соответствии с запросами администрации образовательного учреждения сочетание видов работ и количества рабочего времени на их выполнение может измениться.
Виды работ
|
1
|
2
|
|
Время на один прием (мероприятие)
|
Общее время в месяц
|
Время на анализ или подготовку
|
Общее время в месяц
|
Индивидуальное психологическое обследование
|
1-1,5 часа
|
15 часов
|
0, 5 – 1
|
10 часов
|
Групповое психологическое обследование (скриниговое)
|
1-1,5
|
3часа
|
3-3,5
|
7часов
|
Индивидуальная консультация
|
1-1,2
|
15часов
|
0,3 часа
|
3 часа
|
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
|
0,5 – 1,5
|
15
|
0,3 часа
|
3 часа
|
Групповое развивающее и коррекционное занятие
|
1-1,5
|
20 часов
|
1
|
20
|
Просветительская работа
|
0,5 – 1,5
|
4часа
|
0,5
|
2часа
|
Экспертная работа
|
2,5 - 3
|
3
|
|
2часа
|
Организационно – методическая работа
|
|
7 часов в неделю
|
28 часов в неделю
|
ВСЕГО
|
|
75 ЧАСОВ
|
|
75 ЧАСОВ
|
Рабочее место должно быть устроено так, чтобы была возможность проводить групповые занятия, различного рода тренинги. Также должны быть парты и стулья для разного возраста школьников. Должны быть фломастеры, бумага, карандаши итд.
Удобное пространство и кабинет, магнитофон, жалюзи, зеркала, легкие игрушки, компьютер…
4. психодиагностическая деятельность школьного психолога: необходимость, принципы построения и организации, логика, характеристика трех диагностических схем (Битянова
Диагностика – это то, чему учат в ВУЗах. Психодиагностическая работа является целесообразной. Психодиагностика может быть представлена на двух уровнях:
- Как теория – это академическая, теоретическая дисциплина, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей личностей.
- Как практика психодиагностики – это психодиагностическая деятельность психолога, т.е. выявление и измерения характеристик, некая процедура измерения, работа по измерению.
Любая диагностическая деятельность психолога начинается с запроса (некое ожидание, требование). Когда выдвинут запрос, следует осознать какова цель нашей работы, какого результата я хочу достичь, зачем, для чего?
Далее постановка психодиагностических задач (некий способ решения поставленной цели). Затем нужно проанализировать подходы, имеющиеся в литературе.
Выбор подходящей методики, подходящего инструментария.
В чем необходимость диагностической деятельности психолога:
- Позволяет решать профилактические задачи, т.е. результаты полученные в ходе диагностики, могут использоваться для выявления группы риска.
- Для проведения консультаций, результаты диагностики как материал, который сообщается учителям, родителям.
- Сама диагностики необходима, для того чтобы оценить эффекты развивающей и коррекционной работы.
- Для того чтобы оценить психологическую эффективность различных учебных программ и различных учебников.
Принципы построения организации психодиагностической деятельности.
- целевая направленность психодиагностики. Деятельность должна сочетаться с нуждами образовательно – воспитательного процесса . психодиагностика должна проводится в объеме необходимом для этого. Психолог проводит диагностику только характеристик психолого – педагогического статуса. То есть имеющие отношение к его поведению, обучению, общению и пси. самочувствию.
- Результаты психодиагностики должны быть сформулированы на «педагогическом языке» (на языке понятному заказчику). ШТУР – школьный тест умственного развития, он позволяет измерить различные показатели школьного развития на основе школьных программ. ГИТ – групповой интеллектуальный тест, позволяет измерить отдельные параметры интеллекта детей младшего школьного возраста.
- Прогностичность используемых методик, фиксирование не только интеллектуального уровня, но и зоны ближайшего развития, прогноз развития ребенка на ближайшую перспективу. Скрининговая диагностика Екжановой Е.К. Вся диагностика проводимая в школе должна быть прогностичной
- Развивающий потенциал психодиагностических методик. Не только измерить характеристику, но и развить ее (не только измерять, но и развивать).
- Принцип экономичности или компактности. По мнению Битяновой, чтобы подобрать методику, которая занимает мало времени при проведении, должна быть многофункциональной, могла бы использоваться не только в индивидуальном варианте, но и в групповом и методики, которые легки и компактны в обработке.
На основе этих принципов Битянова разработала оригинальную систему психодиагностической деятельности школьного психолога, которая включает в себя три диагностические схемы:
1). Диагностический минимум. Это комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Сама Битянова предлагает обследовать: дошкольников при приеме в школу; обследование первоклассников на этапе адаптации к школьной среде; на этапе окончание начальной школы, т.е. 4 класс; на этапе адаптации в среднем звене, 5 класс, 2-3 четверть; 7 класс, т.е. период острого подросткового кризиса; 9 класс профелизация обучения. Благодаря диагностическому минимуму психолог получает информацию о состояние интеллектуальной и личностной сферы всех школьников исследуемой параллели. На основе полученной информации учащиеся деференцируются на две группы: психологически благополучные дети и вторая группа – дети группы риска, у которых могут возникнуть затруднения в обучении.
2). Первичная деференциация, нормы и патологии умственного развития. Используются в отношении второй группы – группы риска.
3). Углубленное психологическое обследование личности. Используются в отношении второй группы – группы риска.
Каждая из этих схем обладает свой разрешающей способностью, имеет свое разрешение и применяется в определенной последовательности.
Диагностический минимум представляет собой мониторинговое обследования – неоднократно проводятся измерения, на протяжении всего периода обучения, динамика развития учащихся.
Битянова называет условия для проведения диагностического минимума:
1 условие – проведение диагностического минимума должно включаться в план школьного процесса.
2 условие – компактность проведения процедуры исследования. Используются эксперсс методики и многофункциональные.
3 условие – психолог собирает информацию от детей, но и опрашивает экспертов (учителя, родители).
Разновидности нетрадиционных форм:
- Психологическая акция. (см. файл)
- Интеллектуальный марафон (см. файл)
- Большая психологическая игра – целостное законченное действие, самостоятельное по целям и задачам, имеющее свою систему правил и требований достаточно продолжительное по времени. Игра (Битянова) – это деятельность по воспроизведению реальной жизни, позволяет реализовать таящиеся в детях возможности. Четыре вида психологических игр: игровые оболочки, игры проживания, игры драмы и проектные (деловые) игры.
К традиционным Битянова относит психологические уроки и тренинговые занятия.
Развивающая работа по Битяновой – это решение задач развития конкретного ребенка, целой группы детей, актуальных сегодня.
Для построение развивающей работы школьному психологу необходимо определиться со следующим:
- Психологический статус ребенка на начало возрастного периода (что он умеет, что он знает, к чему стремится)
- Возможности психологического развития на данном этапе.
- Основные трудности и опасности данного периода с точки зрения дальнейшего развития.
- Логика развития. Указания на те качества и способности, которые нужны для перехода на следующею возрастную ступень.
Это нормативный портрет ребенка определенного возраста, по мнению Битяновой.
8. Традиционные и нетрадиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы школьного психолога (Битянова М.Р), структура группового коррекционно – развивающего занятия.
Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
Психологический тренинг — форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.
Игра — тренинг — урок... Любая из этих форм может решать развивающие задачи, но по-своему, и каждая — свои.
Игра — «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работа, для того чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз — игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная, захватывающая человека целиком деятельность.
Тренинг — деятельностное обучение. Его природа — принципиально дискретна (игра — принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию. В тренинге иногда бывает и фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг — это маленькая жизнь» — так, наверное, можно сказать). Но процесс тренинга — прерывист.
В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем определением тренинга, которое дано И. Вачковым и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности... Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».
Урок, при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий, — форма больше информационная, «знаньевая». Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.
Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость — важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость — это испытание, риск быть непонятым, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите — это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники ничего, никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, что после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне.
Возможно ли такое в школьной практике? — задаю я почти риторический вопрос. Вряд ли.
Первый вариант
«Базовая» структура тренингового занятия может выглядеть следующим образом:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
6. Рефлексия прошедшего занятия.
7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
8. Ритуал прощания.
Второй вариант
Второй вариант — более изысканный, но и более требовательный к профессионализму ведущего и условиям работы группы. Он позволяет организовать каждую тренинговую встречу как некоторый тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент» жизни.
Структура встречи в данном случае такова:
1. Разминка (лучше всего — тематическая). Выполняет функцию психологического запуска темы. После разминки озвучивается тема.
2. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений.
3. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем отслеживать их самому.
4. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило — это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого-то навыка.
5. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее. В игре моделируется ситуация деятельности и отношений, «запрашивающая» те или иные навыки у участников.
6. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).
7. Межличностная поддержка, обратная связь.
Такое занятие трудно провести за 40 минут (хотя есть асы, у которых получается и такое). Оно требует больше времени на реализацию, но и выгода очевидна: эффективность работы над некоторым навыком или умением очень высока. Особенно в среднем и старшем школьном возрасте, когда доверие детей к взрослым требует постоянных подтверждений, в том числе — проверки на личную значимость проводимой работы (значимость для учащихся).
9. Алгоритм развивающее – коррекционной работы педагога – психолога. Представление о психокорекционной программе и ее структуре.
Ориентировочная последовательность шагов при проведении коррекционно-развивающей работы:
- Получение запроса на коррекционно-развивающею работу и его анализ.
Это углубленное обследование ребенка с целью постановки диагноза, либо получение экспортных оценок со стороны учителей, родителей или с помощью собственного наблюдения.
- Определение целей и задач развивающей коррекционной работы.
- Определение конкретных методов, приемов развивающей коррекционной работы. Этот этап более менее творческий.
- Организационный этап. Определяемся с местом проведения, со временем проведения. Комплектование группы информирование заинтересованных лиц, какие методы, результаты.
- Реализация коррекционной развивающей программы. Этап проведения самих занятий.
- Оценка результативности проведенной работы и осуждение результатов заинтересованными лицами. Это могут быть психодиагностические занятия.
- Мнение, оценка самих участников занятия. Подростковый и старший школьный возраст. Экспертный опрос ближайшего окружения, родители, учителя.
- Собственное наблюдение психолога за тем насколько успешно решает ребенок задания.
Обсуждение результатов является важным моментом, т.к. идет закрепление полученных результатов.
Представление о психо-коррекционной программе и ее структуре.
Калинина считает, что внутри психокоррекционной работы должны быть зафиксированы след. компоненты:
- Цель
- Задачи – конкретизация цели, дробление ее на составные части.
- Критерии отбора в коррекционную группу. Это признаки наличия которых является показание для посещения ребенком коррекционных занятий. Эти критерии должны быть операциональные, сформулированы в терминах конкретных диагностических процедур.
- Направление и этапы коррекционной работы. Логика, фазы, шаги на пути продвижения цели. Описание блоков программ, частей или пошаговое описание этапов.
- Организация занятий. Количество и возраст учащихся, примерное количество занятий на каждом этапе, продолжительность каждого занятия, требование к помещению и оборудованию
- Структура коррекционных занятий. Составные элементы занятий.
- Описание занятий, конспекты занятий, содержание. Вариативная часть программы, самая изменяема часть программы, т.к. она постоянно изменяется и уточняется.
- Оценка эффективности программы. Указываются показатели на основание которых можем судить что оказанное воздействие было эффективным.
22. Характеристика форм работы школьного психолога: консультация, консилиум, тренинг. Педсовет (Овчарова). Психолого – педагогический консилиум: необходимость, задачи , содержание.
Выделяет формы:
- Консультация.
- Консилиум
- Тренинг
- Педсовет.
Консультация. Собеседование с клиентом по определенному вопросу. В зависимости от того, что является содержанием, это могут быть разные консультации.
- Информационный. Психолог собирает сведения. Как правило это сведения о ребенке.
- Ориентирующий прием. Реализуется диспетчерская функция ребенка. Он направляет клиента к нужному специалисту.
- Возрастно-психологическая консультация. Ориентация родителей, педагогов и др. в индивидуальных, возрастных особенностей развития ребенка.
- Профилактический прием. Информация об отклонениях и нарушениях пси. Развития. С возможной профилактикой.
- Просветительская консультация. Может быть групповым.
Консультации могут быть анонимными и могут быть очные. Индивидуальные и групповые.
Тренинг – только групповая форма работы. Проводится с разными категориями людей. Учащиеся, учителя и иногда родители. Цель – развитие компетентности в общении. Это форма социально психологического обучения.
Условия:
закрытость группы в пространстве и времени. Должны обучаться в изолированном помещении. Нет проникновения в группу. Обязательность посещения всех занятий.
В группе должны быть правила взаимодействия. (слушать внимательно, не перебивать, не разглашать информация вне группы).
Достаточно ограниченное количество человек в группе. ( от 10-20) но не больше. Группа должны быть малой. Чем более от 15 – тем меньше возможностей взаимодействия друг с другом.
Время. Как минимум полтора часа и оптимум три часа. Если в формате урока, то это невыполнимо.
Принцип добровольности участия. Никто не может заставит прийти. Нельзя обязать. Как правило отказываются в участии в тренинге – те кто является причиной конфликта или кто виноват больше всех.
Педсовет.
Высшее совещательный орган школы. Который принимает решения как относительно образовательного процесса так и относительно управления и контроля и финансирования.
Психолога привлекают с целью получения объективных пси. Сведений. От психолога требуется подготовка выступления по поводу данного вопроса.
Консилиум.
Форма относительно новая. Возник когда появились первые психологи в школах. В начале 80. организационная форма совещания специалистов. В рамках которого анализируется собранная информация об отдельном учащемся от классе или целой параллели и принимается решение о том как разрешит проблему. Консилиум рассматривает как оптимальная форма сотрудничества психолога и педагога. Логопед и дефектолог. Могут приглашаться лица чьи вопросы обсуждаются.
Этапы проведения:
- подготовка. Все кто является участниками собирают информацию. Медицинский работник. Социальный педагог – все участвуют в сборе информации. Приглашается и классный руководитель. на консилиуме предоставляется информация с целью ее озвучки, затем происходит ее обсуждение. Возникает целостное видение проблемы и дальнейшая линия развития и обучения ученика, класса или параллели.
- реализация принятого решения и контроль за его исполнением.
Преимущество консилиума для психолога:
- имеет возможность довести пси. Информацию до взрослых которые обладают большими возможностями влияния.
- распределяет ответственность. Психолог часто выступает как стрелочник. А здесь решение принимается группой специалистов.
- психолог благодаря консилиуму может сотрудничать с другими специалистами.
34. проведение урока психологии в школе.
Одно из важных для администрации занятий. Это свидетельствует о важном деле психолога.
Задачи профессиональные может решать психолог в рамках урока:
- психолог может установить контакт с гораздо большим количеством учащихся.
- завоевание доверия и уважения со стороны педагогов.
- задача пси. просвещения. И профориентации
- задача мотивирования учащихся за обращением за помощью психолога.
- возможность проведения обучающей психодиагностики.
- приобретение законного пед стажа.
ТЕМЫ УРОКОВ
Вот примерный набор тем, которым могут быть посвящены такие психологические уроки с учащимися 4–10-го классов:
• «Учимся решать задачи и проблемы» — освоение способов и приемов проектной деятельности.
• «Учимся думать» — знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в проблемной ситуации.
• «Учимся исследовать» — освоение способов и приемов, основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего — постановки и доказательства гипотез.
• «Учимся работать с текстом» — освоение способов осознанного чтения, понимания прочитанного, формирование умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
• «Учимся работать вместе» — освоение основных технологий группового решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
• «Учимся удобно учиться» — изучение индивидуальных особенностей когнитивных процессов, нахождение рациональных способов личной самоорганизации в учебной деятельности.
• «Учимся строить планы на будущее» — формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению и т.д.
Как представляется, в рамках таких курсов можно передать школьникам довольно большой объем психологической информации, но что очень важно — передать в востребованной форме, как ответ на некоторый запрос со стороны образовательной среды.
В этом принципиальное отличие таких психологических уроков от уроков психологии. Последние дают знания, оторванные от логики реальной жизни школьников, и потому часто сухие, абстрактные, не включенные в реальную жизнедеятельность учеников.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Поговорим также о методике проведения психологических уроков. Вообще говоря, ведение урока — не самая сильная сторона профессиональной деятельности психологов, особенно начинающих. Как ни забавно это звучит, но психологу порой проще провести психологическую консультацию или тренинговое занятие, чем дать грамотный урок.
Почему — понятно. У тренинга, игры — с одной стороны и у урока, с другой, разные механизмы поддержания активности участников, разные подходы к управлению процессом со стороны взрослого. Довольно часто можно услышать иронические замечания педагогов и жалобы самих психологов по поводу плохой дисциплины на уроках психологии. Конечно, нужно различать рабочий шум и шум, разрушающий урок, и все же урок как форма не так легко дается в руки психолога...
Вот некоторые рекомендации по ведению психологических уроков. Многие из них, несомненно, банальны и самоочевидны, однако в совокупности дают возможность провести эффективный урок.
Прежде всего, у урока должно быть четкое ритуальное начало и такой же конец: не размытый («ну ладно, остановимся на этом месте, раз уже звонок»), а очень четкий. Содержание урока должно восприниматься ребенком как завершенный гештальт: он может иметь продолжение, но и сам по себе имеет смысл.
У ребенка на руках должны быть «вещественные доказательства» психологического урока, его практической ценности: подписанная и специально предназначенная для этих уроков тетрадь, еще лучше — специальная рабочая тетрадь (так интересно заглянуть на несколько страниц вперед и попытаться понять, о чем там будет идти речь!), учебное пособие, книга для чтения.
Рабочая тетрадь — замечательный атрибут психологического урока. По многим курсам можно приобрести тетрадь на печатной основе, к авторским — приготовить самому. Мы, например, сами готовили для ребят раздаточные материалы, которые они в конце урока под нашим руководством обязательно вклеивали в тетрадь.
Очень хорошо, если к уроку подготовлены слайды, видео- и аудиозаписи, а в ходе самого урока ребенку пригодятся карандаши с фломастерами, чтобы что-то нарисовать или разрисовать.
На каждом уроке ведущий четко ставит цель не только перед собой, но и перед учащимися. И эта цель должна быть понятна и интересна участникам урока.
На уроке нужно регулярно чередовать индивидуальную работу в тетрадях с озвучиванием результатов этой работы, фронтальные опросы с работой микро-групп, краткие монологи ведущего с речевой активностью детей, работу по восприятию информации с работой по генерированию идей детьми и т.д.
ПЛАН УРОКА
Вот как выглядит план одного из уроков в курсе «Учимся решать проблемы» (5-й класс):
Название: «Проблемы, похожие на многослойное желе»
Задачи
1. Познакомить детей с данным типом проблемы, помочь понять ее суть с помощью метафоры и зрительного образа.
2. Дать учащимся опыт исследования и решения проблемы данного типа.
3. Изучить понятия «существенное действие» и «возможное действие», попытаться различить их в конкретной проблемной ситуации.
4. Развитие навыков поведения в групповой дискуссии.
Формы работы: групповая дискуссия, индивидуальная работа с карточками.
Оборудование: учебная тетрадь, карточки с «Последовательными картинками» из методики Векслера, карточки с описаниями действий для упражнения «Как вырастить цветок?».
Этапы работы
1. Обозначение темы урока. Коллективное обсуждение: как выглядит многослойное желе? Что нужно сделать для того, чтобы добраться до его самого нижнего слоя? В чем суть проблемы, похожей на многослойное желе?
2. Обобщение мнений детей. Определение проблемы, похожей на многослойное желе, и способа ее решения. Запись определения в тетрадь (каждым) и на доску (ведущим).
3. Зарисовка образа проблемы на доске (желающими детьми, самим ведущим) и детьми — в тетрадях.
4. Индивидуальная работа с карточками: тренинг решения проблем, похожих на многослойное желе. Выполнение задания «Урожай». Запись результатов в тетрадь. Озвучивание результатов детьми по просьбе ведущего.
5. Индивидуальное выполнение задания «Рыбалка». Знакомство с понятиями «существенное действие» и «возможное действие» на примере данного упражнения.
6. Работа в группах по 3–4 человека. Разработка коллективного проекта «Как вырастить цветок». Работа над проектом осуществляется с помощью набора карточек. Задача: отделить существенные действия от возможных и выстроить первые в правильном порядке.
7. Презентация проектов. Коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
8. Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение: есть ли в реальной жизни проблемы, похожие на многослойное желе, и как они решаются?
Мы видим, что на уроке чередуются групповые и индивидуальные формы; запись, рисование и слушание; монолог ведущего или ученика и активная дискуссия, но при этом урок идет по четко определенному плану, на каждый этап выделяется фиксированное время, и для отступления от плана нужны веские причины. Скажем, ребята вышли на обсуждение проблемы, которая сейчас для них чрезвычайно актуальна и значима, или произошло нарушение правил, которое необходимо обсудить, и т.д.
Получили распространение учебники которые были написаны Дубровина И.В. и др.
Появились некие альтернативные курсы, разработки. Прущенков А.С. («Эй, ты параноик»)
История преподавания психологии
Психология впервые стали преподавать в школе. В конце 40 начало 50гг – снова появилась психология, как обязательный предмет.
Ковалев учебник. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Был введен курс Человек-Труд-профессия. Уроки по профориентации. Пряжников Н.С.
Резапкина. Психология является обязательным предметом.
Какие проблемы, какие вопросы необходимо решить для себя психологу, для преподавания психологии:
- Цель. Для чего, зачем проводятся эти уроки.
- В какой форме проводить эти уроки: традиционные, активное психологическое обучение, совмещение традиционных и активных методов обучения.
- Как оценивать результативность уроков.
- С кем проводить уроки, с детьми какого возраста.
Программа «Психологическая азбука» авторы Аржакаева, Вочков И.В., Попова А.Х. нацелена на развитие самосознания, в ней используются авторские сказки.
Битянова М.Р. «Адаптация первоклассников к школьной жизни», вторая программа 2-3 класс учит детей профессии школьника и развиваются навыки учебной деятельности - «Профессия: школьник».
«Жизненные навыки» - активные занятия с 1 по 3 класс.
23. психологическое просвещение и психологическая профилактика как виды профессиональной деятельности школьного психолога: необходимость, задачи, содержание. Формы организации.
В чем необходимость просвещения и профилактики. Они имеют примитивное назначение.
Как профилактика так и просвещение это такие виды деятельности инициатива в которых исходит от самого психолога. Автором запроса является сам психолог. Это работа по самозапросу.
Профилактическая работа – это работа связана с предупреждением возможного неблагополучия, она соотносится с сохранением здоровья учащихся. Три уровня психопрофилактики Дубровина:
- Первичная психопрофилактика. Предусматривает работу со всеми детьми независимо от состояния их психологического здоровья и нацелена эта работа – забота о психическом здоровье.
- Вторичная профилактика – это работа с детьми группы риска. Работа направлена на то, чтобы не допустить возможности развития и углубления уже имеющихся трудностей и проблем учащихся. Это есть коррекция.
- Третичная психопрофилактика – работа с детьми с ярко выраженными и запущенные проблемы, чтобы не дать перейти этим проблемам в категорию патологических. Специализированная коррекция и реабилитация попадают дети в эту категорию до 10% из 100.
Программ профилактической работы не так уж и много. Нацелены на наркоманию и всякого рода зависимости.
Психопрофилактическая работа она нацелена на будущее. Она способствует тому чтобы в будущем не возникали проблемы, она связана с прогнозированием возможных проблем и их предупреждение.
Для построения психопрофилактической работы – является проведение психологических мониторингов (у Битяновой это называется диагностический минимум). Позволяет получить за короткое время массу информации и выявить детей, которые имеют проблемы.
Просвещение – приобщение к психологическим знаниям. Главная задача психологического просвещения – устранение дефицита, пробела психологических знаний, ликвидация психологической безграмотности.
Задачи просветительской работы:
- Нахождение контакта с потенциальными клиентами.
- Удовлетворение интересов психологических вообще
- Мотивирование аудитории на обращение за квалифицированной помощью
- Коррекция ожиданий от психолога
- Задача создания положительного суждения о себе (завоевание аудитории)
- Создание ситуации сотрудничества с родителями и педагогами.
Основные условия успешности просветительской работы.
1. Эффективна тогда, когда направлена на определенные знания. Организована на актуальные знания.
- Работа должна быть дозированной, включенной в текущую деятельность, вплетена в работу педсоветов, консилиумах, уроков, классных собраний.
3. просветительская работа требует организации – место проведения, продолжительности, выбор форм работ в соответствие с характером аудитории.
30. психологическое консультирование как социальная практика в системе образования: назначение,принципы, содержание, проблематика, виды, связи.
Психологическое консультирование – это помогающая психологическая практика, где основным методом психологическим воздействием является беседа с клиентом, назначение беседы помочь клиенту самому решить возникшую у него проблему, путем предоставление ему необходимую информации и с опорой на его собственную активность.
Шнейдер Л.Б. «Пособие по психологическому консультированию». Две задачи:
1. Помогает клиенту сориентироваться в собственной проблеме
2. Актуализирует личностные ресурсы и способности.
Из этих двух задач вытекает два аспекта:
Диагностический – анализ проблемной ситуации и идентификация проблем
Психотерапевтический – реализация, оказание помощи, состоящая в поддержке, дача рекомендаций, специальные приемы, техники.
Специфические особенности консультирования, которые отличают его от других:
- Консультирование – это такой вид помощи, который по сути является самопомощью. Консультант ориентирует клиента в его проблеме, и способствовать принятию ответственности на себя.
- Консультирование – помощь, которая оказывается, как правило, здоровым в психическом отношении людям, без клинических диагнозов.
- Консультирование – это работа преимущественно с проблемами межличностных отношений и ситуационными проблемами, которые решаются на уровне сознания и с ориентации на настоящее и ближайшее будущее.
- Принцип консультирования: клиент для консультанта – это дееспособный человек, человек имеющий право выбора, ничего ему навязывать нельзя. Клиент в психическом отношении здоровый человек. Его проблема – это не следствие болезни, а закономерный результат взаимодействие его личностного склада и жизненной ситуации.
- Консультант опирается на активность, на самостоятельность клиента и на позитивные стороны его личности.
Содержание психологического консультирования в школе – является оказание психологической помощи учащимся, учителям, родителям по психологическим проблемам, связанные с развитием и обучением ребенка.
Дубровина считает, что необходимо различать психолога консультанта, который работает в психологических центрах, в психологических консультациях и школьного психолога.
Для психолога в школе консультирование – это один из видов и направлений профессиональной деятельности.
26. Единство диагностики и коррекции (развития). Этапы осуществления диагностико – развивающей, диагностико – коррекционной работы. Алгоритм
психодиагностической работы педагога-психолога.
Диагностика не может проводится ради диагностики. На основе можно сделать коррекционную работу.
Этапы осуществления диагностики (Дубровина) развивающей и коррекционной работы.
Единство осуществления:
- изучение практического запроса
- формулировка психологической проблемы.
- выдвижение гипотез о причинах отклонений, нарушений
- выбор методов работы (подготовка и выбор инструментария)
- проведение обследования
- подготовка психологического заключения (констатация существующего положения прогноз развития)
- выработка рекомендаций или составление программы
- осуществление программы или контроль за осуществлением рекомендаций
- оценка результативности проведенной работы.
Алгоритм Психодиагностической работы педагога – психолога
- получение запроса и его анализ.
- сбор дополнительной информации и уточнение запроса
- постановка психологических задач. Что надо исследовать?
- выбор психодиагностического инструментария.
Выбор инструментария.
- Соответствие адекватности методики поставленным задачам
- Научная обоснованность методики
- Подтверждение научности
- Учет половых, профессиональных характеристик клиентов
- Условия проведения обследования
- Свои возможности.
Подготовка психодиагностических процедур (стимульный материал)
Организация пространства, хронометраж
Проведение обследования
Обработка данных
Сообщение результатов.
17. Статус и подчинение психолога в образовательном учреждении. Варианты позиционирования в школьной системе.
Было определено «Положением о школьном психологе Эстонии». Психолог выступает как консультант при администрации.
Психолог как эксперт – консультант (Красило, Новгородцев)
Психолог как специалист (положение о статусе психолога)
Специалист по развитию ребенка, обеспечивающий его психическое здоровье и организует развивающую среду.
Вопрос о подчинении.
Психолог имеет двойное подчинение:
- Административная линия
- Профессиональная линия
Подчиняется вышестоящему звену системы педагогической.
16. Рабочая документация педагога –психолога. Общая и для служебного пользования. Требования к оформлению учетной и отчетной документации. Планирование его работы: целесообразность и варианты.
В рабочих материалах всероссийского совещания 2002 года. Указано, что рабочая документация психолога делится на:
- Общая
- Служебная
К общей документации широкий доступ. Все могут ее видеть. Общая делится:
- Справочно – информационная
- Учетно – регистрационная
Служебная - индивидуальная карта. Заключения, протоколы, сводные таблицы.
Ведение журнала: 1. возможность освежить в памяти проделанную ранее работу
2. на основе анализа написать отчет.
|